Три минуты тишины. Когда ничего не хочется, нет сил, нет эмоций.
«Надо вставать, так как далеко за полдень. Куда-то идти, что-то делать. Но не хочется даже открывать глаза и смотреть на этот мир. Не то что жить в нём, как-то передвигаться по его пространству. Куда передвигаться? Зачем? Я давно почти не живу, так иногда, слегка, очень мало, чуть. Ничего не читаю, есть совсем ничего. А предпочитаю смотреть в потолок. И фильмы, да, когда-то я любила смотреть хорошие, умные, глубокие фильмы. Но туда уходит столько мыслей. Для таких фильмов нужны эмоции. А где их взять? Выставки, театр – всё куда-то ушло из моей жизни.»
Так начинает свой день молодая женщина из одной современной пьесы. Она просыпается в своей квартире. Нет сил, нет эмоций. Заставляет себя открыть глаза, потом сесть. И долго сидит, тупо уставившись в стену. Спускает одну ногу, другую, обе засовывает в тапочки. «Какие противные войлочные тапочки, кто-то же их свойлочил?» Подползает к телефону. Телефон на кухне, а это так далеко. «Ну, зачем куда-то ползти и звонить?» Но джаз — это последняя ее страсть в этой жизни, последняя нить, которая связывает ее с миром. Ради нее стоит ползти.
Сейчас, когда пишу об этой женщине, погружаюсь в ее состояние – становится тяжело, мрачно, силы уходят как капли воды в песок.
Что же с ней случилось? Как героиня пришла к такому состоянию, что теперь не может доползти до телефона на кухне?
По профессии филолог, кандидат наук, работает с крупными фирмами по внедрению НЛП в структуры отечественного бизнеса. У нее был муж. Она приехала в Москву за своей мечтой. Взяла с собой дочь-подростка, «боясь осуждения со стороны, дескать, бросила дитя ради своей прихоти.», «Таскала дочку по съемным дешевым грязным квартирам, кормила бог знает чем, почти не видела из-за занятости.»
Пыталась построить отношения с буддистом. Но он оказался еще более несчастным, чем она. Буддиста не стало. Осталась только привычка вставать в пять часов утра.
В какой момент ее жизни что-то пошло не так?
Находясь внутри этого состояния, трудно понять что с тобой происходит. Это как в сказке: дЕвица взяла корзину и пошла в лес по грибы, по ягоды. Оказалась на солнечной опушке. Потом ягодка за ягодкой. Не заметила, как солнце стало садиться. И оказалась далеко в темной труднопроходимой чаще. Как выходить не знает. Куда идти не видно. Одна. Страшно.
Тут видит на дереве висит объявление: «Психолог. Я тут был. Помогу выйти из леса. Пишите в личку».
Смешно, но примерно так себя ощущаешь, когда тебе плохо.
Далее дЕвица-красавица по указателям доходит до психолога. Он сидит в избушке, возможно на курьих ножках. Страшно, аж жуть. Вдруг скажет, что с головой не в порядке, раз одна по лесу гуляешь. Но делать нечего, никого, кроме зверей, рядом нет. Заходит.
Психолог спрашивает:
-- Что привело тебя, дЕвица, в столь поздний час?
-- Потеряла дорогу домой. Не знаю как выбраться. Нет ни карты, ни компаса.
-- Я тебе помогу. Будем вместе исследовать как ориентироваться в лесу.
Ой, кажется, я далеко ушла со своей метафорой.
Это все про то, что сидя в своем мрачном состоянии, не видно как из него выходить. А чтобы показать, как выйти из него с помощью психолога, нужна другая метафора.
Как в мультике или в сказке, сначала герой портит со всеми отношения – там обозвал, там не помог, там не заметил, а потом исправляет, налаживает испорченные отношения.
Так и психолог, который в лесу: А расскажи-ка, кто тебя окружает и какие у тебя с ними отношения?
У героини пьесы – нет контакта с дочкой-подростком, мама уже умерла, с мужем в разводе, новые отношения не сложились, подруги вышли замуж и живут заграницей, смысл жизни потерян, радости нет.
Но где-то внутри есть та жизненная сила, которая направляет героиню туда, на что откликается ее душа – кафе, где приносят маленькую чашечку ароматного кофе и играет джаз.
Но этого мало, чтобы выйти из этого состояния. Нужно пережить что-то очень сильное – нечто необычное, что перевернет твое отношение к миру и к себе в этом мире. Это нечто – это чувство единения с другими – что ты не один – что ты часть чего-то большего – что все мы связаны друг с другом невидимыми связями – что ты не одна.
Героиня выруливает на перекресток и перекрывает всем путь. Паника. Шок. Вместо активных действий, женщина падает головой на руль.
«Все водители, будто разом что-то поняв, перестали сигналить, и просто молча, спокойно ждали по непонятно какому-то передатчику, они будто договорились, что нужно просто подождать и дать мне время очнуться. Никто не кричал, не нервничал, все просто стояли и молча выжидали.
Я завела мотор и тихо тронулась с места. Я ехала, а машины стояли, и пока я не вырулила в нужном мне направлении, никто не дернулся. Я вдруг поняла, как важна для меня была эта тишина спокойствия.
Тишина – понимания. Когда все вдруг, не сговариваясь, понимают одного и делают все так, как надо этому одному. Я подумала, что вот такие минуты делают нас друг другу ближе, такие мгновения нас как-то объединяют. Три минуты тишины, за которые свершается что-то важное между людьми.»
Я, как психолог, создаю условия, чтобы человек остановился, прислушался к себе и, когда ему никто не мешает, вырулил сам со сложного перекрестка.
Запись на консультации – в личные сообщения во ВКонтакте
vk.me/marinakuzovenkova
в директ в Инстаграм — www.instagram.com/psycholog_marina_kuzovenkova