Снежана Николаева, в недавнем прошлом – Пыркова, творческий псевдоним Леди Осень, прекрасный поэт и прозаик, а также книжный мастер интернет-издательства «Роман+Новелла». Основанное Снежаной издательство становится родиной электронных и бумажных книг, где создатель трудится и директором, и редактором-составителем и издателем одновременно. «Как-то так подумалось, что я – не кто-то в отдельности, но всё вместе: и редактор, и корректор, и издатель, и составитель, дизайнер, иллюстратор – всё, всё, что требуется для создания книги, я всё это, по большому счёту, делаю, и всё объединила в одном понятии «Книжный мастер», - говорит Снежана Николаева. Со Снежаной нас свела судьба в 2005 году, и с тех пор мы постоянно генерируем совместные идеи. Вместе издавались в альманахах «Полынь-трава», «Гелиос», в журнале «Стихийность».
С чего началось издательское дело?
Ответ на этот вопрос, наверное, прозвучит немножко несерьёзно, но я всё-таки скажу как есть. Начиналось всё очень давно, лет двадцать пять, наверное, назад, в детстве. Я ещё в школу не ходила, мне было около шести лет. Мама научила меня делать книжки. Я помню свою первую книжку: сложила пополам листы бумаги, сшила их на сгибе огромными стежками, обычной ниткой и иголкой, обложка была из розового картона (я даже не помню, что это за картон и чем он был раньше), и эту книжку я заполнила такими безобразными буквами – писать я умела, но, конечно, с чудовищным количеством ошибок. Это была моя первая книжка. Далее я уже делала их аккуратнее, научила своих подружек, мы занимались этим вместе, рисовали иллюстрации, сочиняли истории, причём я писала принципиально печатными буквами, только печатными буквами, хотя уже училась в школе и умела писать прописью. Почему печатными? Чтобы было максимально похоже на настоящую книгу. Далее – где-то уже в подростковом возрасте – книжки стали изготавливаться другим способом: например, покупались тетрадки или блокноты, на обложке которых было нарисовано что-то, что отражало каким-то образом содержание моей книги, текст записывался в тетрадь или блокнот. Были ещё такие блокноты в твёрдой обложке, это называлось «книга для записи», и было просто идеально, если такая «книжка» продавалась с чистыми, нелинованными страницами – опять же максимально приближено к настоящей книге. В качестве иллюстраций использовались наклейки, вырезки из раскрасок… ну и сами, конечно, рисовали – я, кстати, неплохо рисовала, было такое… Потом, во взрослом уже возрасте, через знакомого я связалась с типографией и поняла, что мою детскую мечту - делать книги - можно воплотить самостоятельно, причём для этого вовсе не нужно идти куда-то в серьёзные организации, где будут решать, напечатать ли твою книгу. Это всё делалось дома, я размещала текст по страницам, затем отправляла на печать в типографию. Таким образом я сделала несколько книг себе и своим знакомым, а потом получилось так, что я подумала, а почему же мне не заняться этим и дальше и печатать уже не только для себя, а для писателей, которые хотели бы увидеть свои произведения напечатанными? Вот таким образом я решила открыть издательство.
Сколько рукописей в день вы получаете?
Этот вопрос правильнее было бы задать немножко по-другому: раз в сколько дней я получаю рукописи? Конечно, я получаю рукописи не каждый день, и в принципе это неплохо, потому что, учитывая то обстоятельство, что это большой трудоёмкий процесс, занимающий много времени, - даже просто ознакомиться с рукописью, а не то что работать с ней – редактировать, превращать в книгу, - то есть если б я каждый день получала по несколько рукописей, я не знаю, когда я успевала бы с ними работать. Работа с одной рукописью может занять от нескольких дней до нескольких месяцев. Рукописи я получаю в том количестве, которое мне комфортно, чтобы работать и сильно не затягивать с выходом книги.
Каково состояние книжного рынка в России?
Ну что сказать… в России есть книжный рынок – спасибо и на этом. Жалко, конечно, что закрываются многие книжные магазины, а печатная книга как таковая постепенно уходит в прошлое, переводится в электронный формат. В этом влияние времени, и никуда, наверное, от этого не денешься… Радует то, что всё равно есть те, кто пишет, и те, кто читает, – то есть литература продолжает существовать. Современный читатель, наверное, немножко неразборчив, предпочтение отдаёт либо имени автора как бренду либо такой литературе, которую я бы назвала однодневной, потому что это легче читается, носит развлекательный характер, а у нас сейчас общество потребления, это ни для кого не секрет… Из классики, наверное, более популярно то, что ближе к нам: поэзия Серебряного века, литература ХХ века… Хорошие позиции на современном книжном рынке у детских книжек, потому что во все времена, при всех общественных строях, у всех есть дети. Поэтому детские писатели, я думаю, найдут применение своему таланту… К сожалению, книга уже перестала быть таким желанным подарком, как раньше. Сама я этого, конечно, не помню, но, со слов моих родственников, родителей и бабушек, было время, когда книги друг другу просто дарили, это было модно. У моих родственников дома стоят шкафы, заполненные разными книгами, полными собраниями сочинений. В современных квартирах уже, наверное, редко у кого увидишь такое. (Хотя, может быть, я просто редко хожу в гости J.) Сейчас уже не то время, когда книги дарят и покупают, эпоха массового чтения осталась в прошлом. Самой читающей страной в мире была Советская Россия, сейчас уже, к сожалению, я бы не сказала, это так. Но, к счастью, всё равно есть люди, и немало, которые пишут, которые читают, интересуются литературой. Сейчас литература, скажем так, – это более элитарный вид искусства, которому ещё надо найти своего ценителя.
Как выглядит «средний» современный автор? Что его тревожит? Чем интересуются современный писатель и поэт? Какие темы интересуют современных авторов?
На этот вопрос не так-то просто ответить, на самом деле, по той причине, что писателей очень много и все они невероятно разные, вывести «усреднённого» писателя я даже затрудняюсь, если честно. Темы? Это вечные темы – любовь, взаимоотношения между людьми, между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми, поиск себя, своего места в окружающем мире, и я бы отдельно выделила тему одиночества, потому что современный человек, как никогда, наверное, его предки, одинок, несмотря на то, что мы живём в больших городах и нас ежедневно окружает большое количество людей – здесь я, наверное, ничего нового не скажу. Одиночество в толпе – это болезнь современности. Современные писатели отражают это в своих произведениях. Что касается современных поэтов, я бы сказала, что современная поэзия претерпела гораздо меньше изменений со времён классической литературы, нежели проза, потому что поэты – они всё-таки преимущественно лирики, и их потребность в красоте, сильных чувствах осталась прежней. Природа, пейзажи, философские размышления, любовь… Но современные поэты при этом чаще экспериментируют с формой своих стихотворений – вот почему сейчас так популярны футуристы. Ещё могу добавить, что, в отличие от литературы предыдущих эпох, современными авторами затрагиваются темы, которые раньше были не то чтобы под запретом, но освещение их так открыто и откровенно, как сейчас, считалось, наверное, неэтичным: их, конечно, затрагивали, но не так откровенно, а более завуалировано, дипломатично, эвфемистически... сквозь призму искусства. Сейчас же об этих «неудобных» темах говорят как есть, прямо, называя вещи своими именами. Прежде всего, это тема секса. Тема денег. Тема безумия. «Физиологические» темы. Всё это явления, присущие нашей действительности. В литературе предыдущих эпох эти темы, может быть, затрагивались, но не в том ракурсе, в каком они рассматриваются сейчас: сейчас всё это более упрощено, более натуралистично и более… бескомплексно, что ли… Не хочу сказать, что это плохо или хорошо, хочу просто сказать, что это свойственно современному искусству в принципе, не только литературе. И обо всех других аспектах жизни говорится с предельной откровенностью, которую трудно представить в произведениях классиков.
Почему на полках книжных магазинов много плохой литературы?
Под «плохой» литературой вы, надо полагать, подразумеваете литературу невысокого качества и сомнительной воспитательной направленности? Что ж, ответ очень прост: каков мир вокруг нас, каково общество – такова и литература. Всё вытекает одно из другого. Литература широкого потребления носит развлекательный характер, содержит элементы, которые будут востребованы публикой – хитросплетения сюжета, неожиданные повороты и развязки, различного рода «перчинки», по принципу «хлеба и зрелищ», - и при этом стоит дешевле, нежели более качественные произведения… но так всегда было, и во времена Пушкина, и во времена других писателей, которые впоследствии будут признаны великими… история сохранила именно их имена, а не тех писателей, чьи книги нарасхват покупала широкая публика. Время всё-таки отсеивает зёрна от плевел.
Отчего советское время, на которое сегодня выливаются вёдра помоев, породило плеяду величайших писателей?
Вообще под Золотым веком русской литературы понимается литература XIX века, под Серебряным - начало XX-го. Литература Советской России сюда не попадает. Тем не менее советская эпоха дала много выдающихся писателей. Они были иные, нежели писатели Золотого и Серебряного века, и это естественно: было другое время, другая страна, другое мировоззрение, писателей волновали другие темы. Вы хотите сказать, что в советское время было больше выдающихся писателей, нежели сейчас, я правильно понимаю? Если это и так, то объяснимо, наверное, тем, что воспитание было другое: была идеология, были светлые цели, к которым шло общество, да и сам принцип общественного устройства был другим. Вообще - но это, конечно, моё частное мнение - в нашем прошлом духовности, доброты и красоты было больше, чем сейчас, почему - вопрос риторический, но опять-таки повторюсь: воспитание было другим, как и ценности, как и само общество.
Каких авторов рождает современная Россия? Если ли шанс, что у нас появится писатель уровня Толстого, Достоевского или Паустовского?
В современной России очень много самых разных авторов, сейчас как никогда прежде присутствует огромное разнообразие как художественного мастерства авторов, так и тем, жанров, направлений, к которым они обращаются. Что касается писателей уровня Толстого и Достоевского, то в каждой эпохе - свои гиганты. Толстой и Достоевский жили в другое время и в другом обществе, перед которым стояли другие задачи, соответственно были другие писатели - не лучше, не хуже, просто другие. Наше время выдвигает иные задачи, а в чём-то продолжает решать те задачи, которые не решили они. Каждое время порождает своих гигантов. Возможно, такие писатели не просто будут, а они уже есть, но не известны массовому читателю. Опять-таки, это моё частное мнение, но, на мой взгляд, тогда писателю легче было пробиться к читателю, нежели сейчас, т.к. читающих людей было больше, литература не имела такого мощного конкурента, как интернет и телевидение, да и духовые и культурные потребности и запросы людей были иными.
Вы считаете, что коммерческая перспектива книги зависит от её качества?
Да, почему нет. Я думаю, что определённая связь здесь есть. Первое, что приходит в голову, - это мегапопулярный сейчас Стивен Кинг. Хотя мне самой литература этого направления - ужасы - не близка, я отдаю должное автору: пишет он действительно хорошо. Это глубоко. Это обширно, разносторонне, он не только сосредоточен на изображении потусторонних кошмаров: у него присутствует глубокий психологический анализ, затрагивающий другие стороны жизни персонажей и стороны жизни вообще. Это хорошо написано (разумеется, учитывая тот факт, что читаем мы в переводе),с художественной точки зрения грамотно, легко читается. Да, Кинг качественный писатель - и посмотрите, как он популярен, как продаются его книги. Наверное, Вы задаёте такой вопрос, потому что в книжных магазинах мы видим, прежде всего, огромное количество не очень качественной литературы, которая и стоит дешевле, и продаётся лучше за счёт своего развлекательного характера и определённой простоты написания: все-таки, будем откровенны, большинству читателей мозги напрягать не хочется. Но я считаю, что по-настоящему качественные произведения будут востребованы, имеют шанс найти своего читателя и материальное вознаграждение.
Литературный талант — это природный дар или навык, приобретённый в долгих тренировках?
Пятьдесят на пятьдесят. Как говорится, количество переходит в качество. Если долго и упорно тренироваться, то можно освоить любую науку, и писательское мастерство в том числе. Однако если у человека нет природных задатков, которые, я бы сказала, и побуждают человека заниматься освоением той или иной деятельности, научиться механически, конечно, можно, но души в его произведениях не будет, ибо для этого нужно иметь особое чутье. Склонность, талант, задатки определённо должны присутствовать. Однако если у человека все это есть, но он их не развивает, то они так и останутся задатками. Говорят, что у людей на самом деле много способностей к самым различным предметам, но большая их часть остаётся невостребованной и неразвитой, так как нет к этому интереса или же человек не осознает в себе такие способности. Жалко, конечно, но это, наверное, вопрос будущего, смогут люди развить все свои способности или нет. Где-то я слышала такую фразу: ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что музыке надо учиться, хореографии, живописи надо учиться, и почему-то только касаемо литературы люди считают, что учиться не нужно и каждый, просто любой, кто когда-то что-то написал, независимо от уровня и качества написанного, считает себя писателем просто на основании того, что он написал стихотворение или рассказ. Когда работаешь с самыми разными авторами, это очень заметно, иной раз это самомнение раздражает. При этом я вовсе не хочу сказать, что непрофессиональной литературы не должно быть - просто надо не гением себя считать, а быть готовым развиваться и совершенствоваться. Есть авторы, которые специально не учились литературе, но пишут замечательно - вот он, талант.
«Бедный» автор способен сейчас пробиться к читателю без вложений в продвижение книг?
Я думаю - да, способен. Сейчас, даже не имея денег, писатель имеет такое замечательное средство связи, как интернет: доступ к интернету есть у любого человека, за очень редким исключением. Большое количество интернет-ресурсов даёт возможность преподнести себя огромному количеству людей, в том числе и в других странах. Если автору начать с этого, то шансы какие-то, я думаю, есть. В принципе, самый верный и самый короткий, наверное, путь к известности - найти своего читателя среди друзей, знакомых, интернет-пользователей, заявить о себе неофициально, самиздатом. Понятно, конечно, что это не так просто, надо суметь... но шанс есть у каждого. Первое, что приходит в голову, - очень любимый мною Виктор Цой, который официально музыкантом никогда не признавался и при жизни выхода на большую сцену не имел, исполнял свои песни, можно сказать, самиздатом, но его популярность была просто невероятной. Думаю, этот пример можно применить и к писателю: может быть, у автора есть возможность сделать себе имя подобным образом - почему нет?
Спасибо, Вам, Снежана, за такие глубокие, искренние ответы! И в конце нашей беседы - Ваши пожелания авторам и читателям.
Прежде всего, хочу пожелать и тем, и другим продолжать заниматься своим делом - писателям писать (как можно больше), читателям - читать (тоже как можно больше). Дорогие писатели, не бойтесь выражать свои мысли, не бойтесь того, что вы чего-то не умеете, не бойтесь быть не понятыми, не услышанными - история показывает, что нет пророков в своём отечестве. Ещё скажу то, что говорила не раз обращающимся ко мне авторам: не стремитесь вы на полки книжных магазинов. Чтобы туда попасть, нужно писать произведения, которые отвечают вкусам современного массового читателя. Если вы таким писателем не являетесь - в книжных магазинах вам делать, наверное, нечего. Ваши платформы - это интернет-ресурсы, личные выступления, выставки, встречи и надёжное «сарафанное радио». Я думаю так. Дорогие читатели, все-таки фильтруйте то, что вы читаете. Современный мир предлагает огромный объём разнообразной информации, это же относится и к литературе. Плохой литературой можно не только испортить свой читательский вкус, но и испортить своё мировоззрение в целом, а плохого в нашем мире, к сожалению, и так предостаточно. Поэтому выбирайте внимательнее то, что вы читаете, что пропускаете сквозь себя. Не доверяйте слепо тому, что вы прочитали, так, как мы верили в детстве и юности тем книгам, на которых воспитывались, т.к.литература в наше время - явление противоречивое. Но при этом не прекращайте читать. Не бойтесь покупать книги - я вовсе не в целях рекламы это говорю. Книги украшают не только наше жилище, но и нашу жизнь. Электронные книги, которые сейчас весьма востребованы и которые я сама выпускаю, конечно, удобны, но, я считаю, ничто не заменит традиционную бумажную книгу. Не бойтесь приобретать книги! Всем удачи, творческих идей, радости познания окружающего мира. Спасибо за внимание.
1 мая 2020