Найти тему
Мир в его многообразии

Транссахарская магистраль: железная дорога через самую большую пустыню мира

Оглавление

Многие из известных, на сегодняшний день, мегапроектов были рождены ещё в XIX веке. К ним, в частности, относится проект железной дороги через самую большую пустыню нашей планеты - Сахару.

Рождение Французской Африканской империи

С момента завоевания Алжира в 1830 году, французам настолько полюбилась эта арабская страна, что уже в 1848 году, некоторым алжирским провинциям был присвоен статус французских департаментов, а это совершенно уникальный случай, когда колония превратилась из сырьевого придатка в полноправную составную часть государства. Подобное событие неминуемо привело к расширению влияния Франции на африканский материк и всё Средиземное море, которое в самой Франции стало именоваться Французским озером, а само государство получило статус Транс-Средиземноморской республики.

В 1863 году была учреждена Компания Алжирской железной дороги. С этого момента, проект пути через всю Сахару уже не кажется фантастическим
В 1863 году была учреждена Компания Алжирской железной дороги. С этого момента, проект пути через всю Сахару уже не кажется фантастическим
На Алжире французские завоевания не закончились и к началу XX века практически вся Западная Африка оказалась в составе Французской колониальной империи: от Средиземного моря на севере, до Гвинейского залива на юге, от Атлантического океана на западе, до озера Чад на востоке.

Учитывая успех органичного вливания Алжира в политическое, экономическое и даже культурное пространство Франции, предлагалось так же органично "влить" и всю Западную Африку, но сделать это без соответствующих коммуникаций было весьма проблематично. Ввиду возникшей проблемы, родился невероятный проект создания морского канала от берега Средиземного моря до города Томбукту, но нереализованный, ввиду дороговизны. Тогда, на смену каналу, пришла идея построить железную дорогу через всю Сахару - с севера на юг. Данная идея, была воспринята с энтузиазмом общественностью Франции, так как, протяжённая железная дорога стала бы стержнем для объединения и консолидации народов Западной Африки в единое целое под бдительны руководством метрополии, а сама Франция превратилась бы во Французскую Африканскую империю - и это не преувеличение.

Главное препятствие для гранд проекта - это раскалённая, каменистая пустыня Сахара. На самом деле, песчаные барханы покрывают лить 10% её территории.
Главное препятствие для гранд проекта - это раскалённая, каменистая пустыня Сахара. На самом деле, песчаные барханы покрывают лить 10% её территории.

Владычица Страны пыли

Грандиозный проект железной дороги имеет несколько названий, самое старое и популярное - Транссахарская магистраль, впоследствии, при непосредственном проектировании, название сменили на "Средиземное море - Нигер". Как мы уже выяснили, дорога носила, прежде всего, идеологический характер, но и экономические дивиденды она сулила немалые. Прежде всего, магистраль позволяла вывозить необходимые метрополии товары, такие как: уголь, соль, хлопок, каучук, фосфаты. При этом, промышленники Франции могли свободно реализовывать местному населения товары собственного производства. В конечном итоге, это существенно обогатило казну метрополии. Помимо всего прочего, строительство дороги сократило расходы на морскую транспортировку грузов и поставило под полный контроль племена, обитавшие в глубинных районах Западной Африки, особенно, постоянно пакостивших французским колонистам туарегов.

Первая карта проекта Транссахарской железной дороги 1878 года
Первая карта проекта Транссахарской железной дороги 1878 года
Впервые, идея строительства Транссахарской магистрали возникла ещё в 1862 году, а уже в 1878 году появилось её первое техническое обоснование авторства А. Дюпоншеля, который издал монументальный труд на 388 страниц, где обосновывал важность и необходимость создания железной дороги от Алжира до Французского Судана (современный Мали). В высоких кабинетах Парижа обратили внимание на публикацию и таки снарядили целых четыре экспедиции для изучения потенциального маршрута будущей магистрали. Однако, в результате гибели экспедиции Лестера от стычек с туарегами (погибло около 180 человек из 200, включая самого Лестера), идею строительства отложили аж до 1912 года. Но и тогда, ввиду постоянно возникавших кризисов (Первая мировая война, Великая депрессия) строительство дороги откладывали, пока окончательно не созрели в 1939 году.
Проект Транссахарской железной дороги Алжир - Французский Судан 1928 года. Проект был настолько высокотехнологичным, что уже тогда предложили отказаться от паровозов и перейти к дизельным локомотивам
Проект Транссахарской железной дороги Алжир - Французский Судан 1928 года. Проект был настолько высокотехнологичным, что уже тогда предложили отказаться от паровозов и перейти к дизельным локомотивам

Французская стройка века

Рассматривалось несколько вариантов проекта Транссахарской магистрали. Первый вариант - "Восточный", протяжённость дороги 2488 километров, срок строительства 10 лет. Второй вариант - "Центральный" - 2550 километров, 15 лет. Третий вариант - "Западный" - 1912 километров и 8 лет строительства. В конечном итоге, был утвержден четвёртый вариант.

Активная фаза строительства в 1941 году
Активная фаза строительства в 1941 году
Окончательно утверждённый вариант проекта выглядел следующим образом. На первом этапе сооружался участок дороги около 2000 километров через Сахару до города Гао в Мали. На втором этапе, магистраль тянули вдоль Нигера до Бамако. И на третьем этапе - от Бамако до Дакара в Сенегале. К реализации проекта приступили в 1939 году, к активной фазе перешли 23 марта 1941 года. Старт проекту был дан в марокканском городе Бу-Арфа, откуда достаточно быстро протянули линию в 40 километром, а после, до алжирского города Бешар. Изначально предполагалось, что за один день работы должно быть уложено 1 километр полотна, но с течением времени, темпы работы стали падать до 1 километра, уже за 4 дня. Дальнейшее строительство осложнялось с трудностями организации рабочей силы (в основном рабочие из местных племён, которые с сезоном урожаев разбегались), сложностями климата и непредсказуемыми горными паводками, которые сносили строящиеся мосты через сухие русла рек. Учитывая тот факт, что в Европе шла война, а от Франции осталась маленькая республика Виши, активных финансирований не поступало, что в итоге и привело к созданию всего 275 километров пути (до города Абадла), вместо 3650 запланированных километров. В 1949 году проект Транссахарской железной дороги закрыли.
Торжественное открытие первой очереди Транссахарской железной дороги. На фото спаренный рельсовый дизельный автобус Дитриха, который стал символом строящейся магистрали.
Торжественное открытие первой очереди Транссахарской железной дороги. На фото спаренный рельсовый дизельный автобус Дитриха, который стал символом строящейся магистрали.
В честь французской "стройки века"  в 1949 году была выпущена модель рельсового автобуса Дитриха
В честь французской "стройки века" в 1949 году была выпущена модель рельсового автобуса Дитриха

На зависть французам

Необходимость создания Транссахарской железной дороги диктовалось соперничеством Великобритании и Франции. Ведь Великобритания уже вовсю строила Трансафриканскую железную дорогу Каир-Кейптаун. Правда, так до конца и не достроила. Однако, даже в XXI веке стремление ведущих стран мира "подарить" Чёрному континенту железную дорогу, так и не утихло.

Мост Транссахарской магистрали через сухое русло реки
Мост Транссахарской магистрали через сухое русло реки
Протянуть дорогу через Африку, от Индийского океана к Атлантическому океану, удалось предприимчивым китайцам. Теперь не только перевозить грузы, но осуществлять пассажирское сообщение можно по железной дороге протянувшейся на 4300 километров от города Лобито в Анголе до Дар-эс-Салама в Танзании. Правда, стоит отметить, что путь одноколейный, с шириной колеи всего 1067 мм. и возводился поэтапно, начиная с 1970-х гг. Но, тем не менее, задуманный проект удалось довести до конца.
Современный вид моста через русло сухой реки. Местами магистраль или заброшена, или разобрана
Современный вид моста через русло сухой реки. Местами магистраль или заброшена, или разобрана

Несмотря на то, что два крупнейших проекта по строительству протяжённых железных дорог в Африке потерпели фиаско, в очередной раз возник проект по созданию Трансафриканской железной дороги, которая пересёчет с десяток государств, начиная свой маршрут в Дакаре и заканчивая в Кейптауне. Проект невероятно амбициозный, но природные богатства Африки не оставляют равнодушными экономически развитые государства мира, которые всегда стремились вывезти эти самые богатства по железной дороге, а значит, мы ещё ни раз услышим об очередной трансафриканской магистрали.

Рубрика: "Невероятные проекты"

1. Как хотели осушить Северное море;

2. Новый Панамский канал в Коста-Рике.

_______________________

На этом у меня всё. Спасибо за просмотр, ставьте лайк и не забудьте подписаться на канал "Мир в его многообразии"!