В последнее время криптовалюта Libra от Facebook несколько раз терпела неудачи. Кроме того, столкнувшись с давлением со стороны глобальных регуляторов, семь из 28 членов-основателей проекта покинули его - в том числе высокопоставленные фирмы PayPal, Visa, Mastercard, eBay и Stripe. Она оставляет 21 компанию в Libra ассоциации - организации, контролирующей криптовалюты.
Но Facebook достаточно большой, чтобы запустить Libra самостоятельно, так зачем вообще нужны эти члены? В конце концов, именно сеть Facebook, насчитывающая 1,59 миллиарда ежедневных активных пользователей, составляет основу ее бизнес-кейса по выпуску не суверенной валюты. Зачем делиться добычей?
Ответ может быть двояким. Во-первых, наличие совета членов позволяет Facebook претендовать на статус децентрализации - ключевого принципа любой криптовалюты. Это далеко не полностью децентрализованные альтернативы bitcoin и др., но, безусловно, не централизованные, так что это обоснованное требование.
Во-вторых, и, возможно, в первую очередь, имея группу известных компаний в качестве членов Libra, она идет в определенной степени на то, чтобы приукрасить это нарушение в глазах мировых регуляторов, готовых к неизбежному отталкиванию.
Многие из уходящих членов, большинство из которых были платежными компаниями, в случае успеха Libra, потеряли большую часть своей основной деятельности. Таким образом, перед лицом проекта, находящегося под дополнительным контролем, Libra быстро стали для них чистой негативной перспективой, и уважительный досрочный отказ от участия в проекте является абсолютно рациональным. Но их места, скорее всего, вскоре займут другие потенциальные члены, ожидающие в крыльях. Есть много компаний, которые захотят извлечь выгоду из того, что может стать революционной глобальной денежной системой.
Общее членство, вероятно, будет расширено как демонстрация силы. Бен Маурер, лидер Facebook по технологиям блокчейна, объяснил в июне, что "со временем [Libra] предназначены для перехода членства в узлах от этих членов-учредителей, которые имеют долю в создании экосистемы, к людям, которые владеют Libra и имеют долю в экосистеме в целом".
Facebook уже объявил о том, что около 1500 организаций проявили интерес. Таким образом, поворот шкалы децентрализации - это намеченная цель - по крайней мере, публично. Это поможет снять обеспокоенность регуляторов тем, что Facebook обладает слишком большой властью над новой криптовалютой.
Бой продолжается.
Борьба за будущее денег продолжается. На кону - способность извлекать стоимость из чеканки новой валюты, известная как бегство. Ставки не могут быть выше.
Банк международных расчетов оценивает общую сумму мировых денег примерно в 5 триллионов долларов США, в то время как ЦРУ поставило эту цифру ближе к 80 триллионам долларов США в 2017 году, если учитывать "широкие деньги" (которые включают цифры на банковских счетах каждого). Для сравнения, рыночная капитализация всех криптовалют на момент написания статьи составляет 215 миллиардов долларов США, что примерно в 372 раза меньше, чем эта последняя оценка общей суммы денег.
Facebook обладает возможностями и технологиями для того, чтобы сделать свою криптовалюту мейнстримом, но национальные государства имеют право вето, чтобы сохранить свое монопольное господство над монетарной политикой. В настоящее время их стратегия заключается в том, чтобы напугать потенциальных партнеров Libra, чтобы они отказались от проекта. Например, сенаторы США Шеррод Браун и Брайан Шац ранее в этом месяце направили письмо руководителям компаний Visa, Mastercard и Stripe, в котором говорится, что любой член Libra должен ожидать более пристального внимания не только к этому проекту, но и к своей основной деятельности.
Но это давление будет работать только с некоторыми компаниями - особенно с более традиционными финансовыми компаниями, которые в конечном счете проиграют Libra. Цели проекта " Libra " большие. Если бы Facebook хотел просто получить дополнительную прибыль, он мог бы выпустить систему ваучеров, сродни схеме вознаграждения в супермаркетах. См. предыдущую попытку Facebook выдать Facebook Кредиты, которая была прекращена в 2012 году.
Это, вероятно, позволило бы избежать регуляторного контроля, который он получил с проектом " Libra ", и было бы вполне уместно взлететь. Если бы Facebook просто взимал с пользователей плату за жетоны, используемые для игры или покупки контента в своих приложениях, то регуляторы, возможно, были бы менее заинтересованы в этом. В конце концов, какая реальная разница между покупкой кредита Facebook в национальной валюте, скажем, покупка кредита от Vodafone для пополнения счета телефона с предоплатой?
Но проект " Libra" - это нечто большее. Его цель - не создание ваучерной системы для внутреннего пользования - даже не создание конкурента национальной валюте - а создание глобальной валюты, более похожей на евро, чем доллар США, обслуживание недобанковских и небанковских, а также угроза доминирования существующих фиат-валют на устоявшихся рынках. Libra ассоциация предоставляет эту возможность, так как дает проекту влияние и легитимность перед регуляторами.
Может даже случиться так, что финансовые регуляторы со временем почувствуют упущенную возможность не поддержать проект Libra дальше. Криптовалюты, и особенно корпоративные криптовалюты, продолжают развиваться и внедрять инновации. Такая валюта, как Libra, с прозрачной операционной структурой, вовлечением традиционных финансовых компаний и узнаваемым, если в настоящее время используется индивидуальный монетарный механизм, может вскоре рассматриваться как меньшее из грядущих монетарных зол в виде действительно децентрализованных криптовалют, имеющих глобальное значение. Если это так, ожидайте возобновления шумихи по поводу места за столом Libra ассоциации.