Люди, выросшие в столице Польши, не забыли, что «Четыре спящих» - первый памятник освобожденной Варшавы: памятник, отлитый из металла захваченных немецких боеприпасов, для которого позировали настоящие завоеватели Берлина.
Памятник братьям по оружию
До того, как памятник получил свое официальное название - «Памятник советско-польскому братству по оружию» - в 1940-х годах его называли «памятником благодарности» или «освобождением», и его всегда связывали в Варшаве с освобождением столицы 17 января 1945 года.
При этом неформально памятник называли «четверо спящих». Это потому, что на углах постамента размещены 4 фигуры: два польских и два советских солдата с опущенными головами. Иногда в шутку добавляли «и три пьяных». Эти «пьяные» - три красноармейца наверху памятника, запечатленные в динамичной позе, которую можно интерпретировать, как атаку, но некоторые видели в них двух парней, несущих третьего.
Такое отношение к памятнику понятно: на нем изображены 5 советских солдат и только 2 польских, а еще на нем была надпись на русском языке, восхваляющая «героев Советской Армии».
Но после 1989 года отношение жителей Варшавы к памятнику начало меняться. Чем громче «правые» кричали, что место этого «символа коммунистического порабощения» было «в мусорном баке истории» - тем больше к нему привязывались жители столицы.
В опросе по заказу столичной мэрии в 2012 году, примерно через год после временного демонтажа памятника в связи со строительством станции метро, 72% жителей Варшавы высказались за то, чтобы вернуть «спящих» на место.
Разумеется, это довело правых до состояния истерики . Псевдоисторики из Института национальной памяти и самозваные активисты исторической политики стали обучать варшавцев, как им следует думать.
«Основные исторические знания и мораль»
Судья Ева Грабовска из окружного суда Варшавы вошла в историю, оправдав двух ублюдков, которые измазали памятник красной краской: она написала, что «спящие» не соответствуют определению памятника, потому что правовой объект должен быть возведен в память о событии или человеке, «а тут мы имеем дело с «принудительным памятником», который является «только символом коммунизма, лицемерной истории Польши, когда советская армия не помогла Варшавскому восстанию и осязаемым символом советской насильственной оккупации».
Другой судья, в том же регионе, Петр Миодушевский, вынесший решение по тому же делу после его передачи в районный суд, решил, что «спящие» были «типичным элементом советской пропаганды, пытаясь убедить жителей Польши и других восточноевропейских стран, что СССР освободил их с помощью своей армии, за что все должны ему признательность, и поэтому «ни один разумный человек, обладающий базовыми историческими знаниями и моралью, не может считать памятник Братству иначе, чем ненормальным явлением, унижающим поляков».
Жители Варшавы этого не хотят
26 февраля 2015 года Рада г. Варшавы отменила собственное решение о восстановлении памятника на прежнем месте.
Дейстующий тогда президент города Варшава Ханна Гронкевич-Вальц объяснила решение: «Я думаю, что в нынешней ситуации нет исторической воли для возвращения этого памятника. Жители Варшавы этого не хотят».
Однако президент явно слукавила: в опросе, проведенном через два года после демонтажа памятника, 55% жителей столицы по-прежнему требовали возвращения «спящих» на свое место и лишь 23% были против.
Первый памятник освобожденной Варшавы
Сегодня результаты исследования, вероятно, были бы другими: каждый год в город приезжают новые поколения «понаехавших варшавцев», которые не помнят памятник, но их головы полны правосторонней псевдоисторической пропаганды.
Однако люди, выросшие в столице, не забыли, что «Четверо спящих» - это первый памятник освобожденной Варшавы, отлитый из немецких боеприпасов: памятник, которому позировали настоящие фронтовые солдаты.