Найти тему
TheatreHD

Маленькие секреты больших балетов

Театру, конечно, далеко до кино по части спецэффектов, но маленькие фокусы, совершенные вживую, всегда поражают зрителей больше, чем безумная компьютерная графика. Тем более, что большая часть этих фокусов в балетах была придумана задолго до того момента, как появилось кино. Сейчас мы, конечно, будем страшно спойлерить, но все же расскажем, как эти чудеса устроены. Если боитесь потерять ощущение театральной магии, узнав, как она устроена, дальше можно не читать :) Со смелыми поделимся секретами.

“Сильфида”. Самый старый среди сохранившихся классических балетов, может похвастаться не только полетами дев воздуха над сценой (не так-то просто было придумать такую машинерию в 19 веке!), но и настоящими чудесами, которые проделывает главная героиня.

Сцена из балета "Сильфида" в редакции Пьера Лакотта, МАМТ
Сцена из балета "Сильфида" в редакции Пьера Лакотта, МАМТ

Свой первый фокус Сильфида, юная волшебница из леса, решившая увести понравившегося ей юношу накануне его свадьбы, проделывает, улетев от возлюбленного… в каминную трубу. Фокус требует ловкости и быстрой реакции не только от балерины, но и от технического персонала спектакля, поскольку заключается в том, чтобы за руки резко поднять девушку вверх. Второй фокус Сильфиды также связан с внезапным исчезновением. Он очень просто, но балетоманы годами гадали, как же он устроен, пока на одном спектакле секрет не выдал реквизит. Сильфида прячется в кресло, Джеймс, герой ее романа, прячет ее от посторонних глаз, накинув на кресло плед. А когда его соперник срывает плед - в кресле пусто. Так вот, на одном представлении Сильфиды кресло случайно упало… и в его спинке распахнулась дверца. Да, Сильфида просто открывает дверцу и убегает в кулисы, пользуясь массовой сценой.

"Сильфида". Слева то самое кресло с дверцей
"Сильфида". Слева то самое кресло с дверцей

Самые широкие возможности для фокусов дают театральные люки. Далеко не каждой сцене повезло их иметь. Даже Большой театр, пока Историческая сцена была на ремонте, вынужден был изобретать что-то вместо волшебных исчезновений героев. Важную роль играет люк в “Щелкунчике” - оттуда в клубах дыма появляется Мышиный король, туда же проваливаются Мышь и Щелкунчик в пылу битвы, и воскресает победивший Щелкунчик.

"Щелкунчик", Большой театр. Клубы дыма позволяют скрыть люк от глаз зрителей
"Щелкунчик", Большой театр. Клубы дыма позволяют скрыть люк от глаз зрителей

Под люком расположена площадка лифта, которую запускает несколькими метрами ниже рабочий сцены. Щелкунчику главное не задохнуться в клубах дыма и не потерять ориентацию в пространстве: площадка лифта маленькая и уж, конечно, без перил.

В “Щелкунчике” Григоровича есть еще несколько сказочных фокусов, связанных с подменой артиста. То, что Щелкунчик кукла (играет обычно ребенок) меняется на Щелкунчика-куклу взрослого танцовщика в то время, когда растет елка, догадываются все. А вот подмену на Щелкунчика-принца заметить почти невозможно. Это делается также под прикрытием массовой сцены - сражения. За спинами у Мышей и игрушечного войска один артист уходит за кулисы, а второй очень быстро выходит и ложится под елку - как будто всегда там и лежал. Заметить этот трюк трудно, даже если специально следить за Щелкунчиком.

Щелкунчик Принц
Щелкунчик Принц

Еще одна подмена связана с Мари. Во время свадебного па де де балерине необходимо переодеться из пачки в ночную рубашку: ведь все происходившее - сон героини. Поэтому в тот момент, когда на невесту надевают фату, Мари подменяют на артистку кордебалета. Лица под фатой не видно, уход в кулисы прикрывают куклы. Зато в ту же секунду, когда Щелкунчик начинает растворяться в темноте как волшебный сон, Мари появляется на сцене уже не как невеста, а как только что проснувшаяся девочка.

"Щелкунчик". После того, как фату опустят, и произойдет подмена
"Щелкунчик". После того, как фату опустят, и произойдет подмена

Финал "Щелкунчика". Мари исчезает, чтобы надеть именно этот костюм
Финал "Щелкунчика". Мари исчезает, чтобы надеть именно этот костюм

Вернемся однако к люкам. Важную роль играет этот “аксессуар” и в “Жизели”. Появление и уход Жизели в могилу, появление грозной Мирты: можно, конечно, и из кулис, но насколько эффектнее выглядит это, когда использован люк! В Большом театре люк для могилки уходит на несколько этажей вниз, и главное, чтобы отвечающий за его пуск специалист не забыл про артистку в нужный момент: Жизели, которую не подняли вовремя, никак не успеть добежать до сцены своим ходом ;)

Жизель уходит в могилу, сохранив жизнь возлюбленному.
Жизель уходит в могилу, сохранив жизнь возлюбленному.

На прогонах спектакля, когда время подачи лифта синхронизируется с музыкой, можно увидеть иногда настоящие кадры из Терминатора: балерина раз за разом появляется из земли и уходит обратно, не хватает только крика I’ll be back!

Еще один спектакль, который потерял бы часть своей сказочности без люка - “Спящая красавица”. В люк исчезает, дьявольски смеясь, Фея Карабос. Просто убегать за кулисы такой грозной фее как-то не солидно, хватит и того, что она своими руками приносит веретено.

Примерно так выглядит конструкция театрального люка, который на профессиональном языке называется "Люк-провал".
Примерно так выглядит конструкция театрального люка, который на профессиональном языке называется "Люк-провал".

Много маленьких трюков в “Дочери фараона”. Там, к примеру, героиня погружается в подводное царство и возвращается на землю также при помощи эффектной подмены на куклу.

Подводное царство в "Дочери фараона"
Подводное царство в "Дочери фараона"

Самые сложные трюки связаны со сменой костюмов на сцене. Это действительно выглядит как магия, но, к сожалению, довольно часто сбоит. Очень интересно менялся костюм Золушки в постановке Юрия Посохова. Она замирала у часов и внезапно из принцессы становилась замарашкой. Для этого балерина надевала костюмы один на другой, а верхний был устроен так, чтобы можно было потянуть за фрагмент и сразу снять все. Но случалось по-разному :) иногда костюм не желал расстегиваться, а иногда получалось так, что балерину просто “пристегивало” к часам. И все равно это выглядело очень эффектно!