Ренессанс: Aston Martin DB11

202 прочитали

Ренессанс: Aston Martin DB11

Предисловие от 04.05.2020

Aston Martin DB11 – немыслимо красив! Ничего более красивого я не видел ни до, ни после него. К нему нельзя подходить с общими мерками. Это не средство передвижения, и даже не Автомобиль. DB11 – это произведение искусства! Эту статью, написанную мною в 2016 году, в прошлом году удалили, вместе с сайтом. Но я решил её восстановить.

DB11 – первый представитель линейки автомобилей Aston Martin нового поколения

Несколько лет назад, когда я сотрудничал с другим изданием, его редактор придумал для меня отдельную рубрику. Называлась она «Автомобиль как искусство», а первая статья в ней была посвящена Aston Martin. Затем один мой друг (не без моего участия) предложил абсолютную единицу измерения автомобильной красоты – «1Астон», которой мы в течение продолжительного периода и пользовались – оценивали внешность тех либо иных моделей машин в долях или в процентах.

Спустя некоторое время легендарную британскую марку из моей головы вытеснил ещё один производитель из Туманного Альбиона – McLaren. Однако теперь, с появлением купе DB11, Aston Martin, похоже, вновь занял в моём сознании подобающее ему место.

DB11 – первый представитель линейки автомобилей Aston Martin нового поколения
DB11 – первый представитель линейки автомобилей Aston Martin нового поколения

Стиль и дизайн

Элегантный экстерьер автомобиля всегда был одним из главных козырей парней из Гейдона. В частности, внешность модели DB9 разрабатывалась с соблюдением правила «золотого сечения», благодаря чему поучилась, как казалось, идеально пропорциональной. Тем не менее, при разработке купе Aston Martin DB11, приходящему на смену DB9, Мареку Райхману, главному креативному директору, директору по дизайну британской компании, и его команде удалось превзойти самих себя. Редкие современные автомобили выглядят так же ошеломляюще, как DB11. И вдобавок новый автомобиль великолепно смотрится со всех ракурсов, что, согласитесь, относится к почти невероятным случаям.

Таких результатов удалось добиться за счёт изменения пропорций, новых стилевых и функциональных решений, внимания к каждой детали, а также полного избавления от чисто декоративных элементов.

Как и его предшественник DB9, Aston Martin DB11 относится к классу Gran Turismo в классическом значении этого термина, т. е. к мощным автомобилям, удобным при поездках на длинные расстояния. Как и у DB9, кузов модели DB11 представляет собою двухдверное купе с посадочной формулой «2+2».

Купе Aston Martin DB11 – это классический гранд-турер, то есть автомобиль, который предназначен для «больших путешествий»
Купе Aston Martin DB11 – это классический гранд-турер, то есть автомобиль, который предназначен для «больших путешествий»

При этом новое купе стало больше по всем направлениям, за исключением высоты, которая, напротив, уменьшилась. Длина Aston Martin DB11 составляет 4739 мм (+ 50 мм), а ширина без учёта наружных зеркал заднего вида – 1940 мм (+ 28 мм). Высота модели DB11 равна 1279 мм.

Разработчики Aston Martin DB11 впервые попробовали отойти от языка дизайна DB9, и у них это великолепно получилось!
Разработчики Aston Martin DB11 впервые попробовали отойти от языка дизайна DB9, и у них это великолепно получилось!

Изменились и другие размеры новинки. В частности, до 2805 мм (+ 65 мм) подросла колёсная база. Передний свес стал на 16 мм короче, задний – на 11 мм длиннее. Передняя колея увеличилась на 74 мм, а задняя – на 43 мм.

Как я уже отмечал, всё это положительно отразилось на внешности купе DB11. Кроме того, большие углы наклона получили переднее и, в особенности, заднее стёкла.

Представляя свою разработку, Марек Райхман первым делом акцентирует внимание на размерах и форме решётки радиатора. Она стала весьма широкой – решёток подобного размера не было в современной истории британской компании. Зато, по меньшей мере так показалось мне, эта деталь отлично перекликается с классическими моделями Aston Martin.

Обращаю ваше внимание на то, что на решётке радиатора DB11 нет никаких следов радарных систем – ради сохранения привычных навыков вождения и чистоты внешнего вида разработчики из Гейдона отказались даже от активного круиз-контроля.

Решётка радиатора DB11 стала несколько больше, чем у предшествующих машин, и это роднит новинку с некоторыми классическим моделями
Решётка радиатора DB11 стала несколько больше, чем у предшествующих машин, и это роднит новинку с некоторыми классическим моделями

Большое значение Марек придаёт и новой конструкции капота. Его верхняя, боковые и передняя части интегрированы в одно целое. Капот целиком откидывается вперёд. Линия его разъёма проходит спереди по бамперу, а сбоку – по верхним кромкам вентиляционных отверстий. Столь сложное решение выбрано для того, чтобы избавиться от лишних зазоров, которые, по мнению Райхмана, опять же портят внешний вид машины. Помимо этого знатоки исторических автомобилей находят в конструкции капота DB11 сходство с Jaguar E-Type, что, по всей видимости, нужно рассматривать как комплимент создателям «Астона».

Верхняя, передняя и боковые части капота Aston Martin DB11 интегрированы в одно целое
Верхняя, передняя и боковые части капота Aston Martin DB11 интегрированы в одно целое

Кстати, о боковых вентиляционных отверстиях. На автомобиле DB9, как на других моделях Aston Martin того же поколения, они имеют сугубо декоративный характер. А вот на купе DB11 через такие отверстия выходит воздух из-под передних крыльев кузова машины, что приводит к созданию дополнительной прижимной силы, действующей на переднюю ось. Умное решение, и что весьма важно – едва заметное, то есть не приводящее к ухудшению эстетических качеств автомобиля. И ещё: если вы будете внимательны, то сразу увидите, что подобная конструкция капота, а также аэродинамика передней части машины сначала были отработаны на гиперкаре Vulcan, а только затем их перенесли на Gran Turismo DB11.

Боковые вентиляционные отверстия имеют прикладное назначение – через них выходит воздух из-под передних крыльев
Боковые вентиляционные отверстия имеют прикладное назначение – через них выходит воздух из-под передних крыльев

Идея «виртуального спойлера», получившего фирменное название AeroBlade, могла, как мне думается, возникнуть у дизайнеров в процессе их работы над концептом DBX. Речь идёт о скрытом внутри кузова канале, который увеличивает прижим уже на задней оси. Если подробнее: воздух попадает в этот канал через отверстия в задних стойках кузова, проходит сквозь полость под крышкой багажника, а затем вырывается наружу через узкую щель в ней. В результате образуется быстро движущаяся реактивная струя воздуха, которая и приводит к улучшению аэродинамического баланса. Кстати, у DB11 есть и едва заметный «реальный» задний спойлер, который при определённых режимах выдвигается из крышки багажника. Но в отличие от многих других автомобилей у новинки спойлер располагается не параллельно крышке багажника, а практически под прямым углом к ней. Имеет смысл также добавить, что у DB11 предусмотрены и иные аэродинамические элементы. При его разработке этой теме уделялось столь много внимания, что даже ножки наружных зеркал заднего вида приобрели форму антикрыла.

Под накладками задних стоек кузова спрятаны воздухозаборники системы AeroBlade
Под накладками задних стоек кузова спрятаны воздухозаборники системы AeroBlade
В задней части кузова находятся как реальный спойлер, так и выходное отверстие спойлера виртуального
В задней части кузова находятся как реальный спойлер, так и выходное отверстие спойлера виртуального

Показывая автомобиль дальше, Марек Райхман обращает внимание зрителей на сложную поясную линию. Она волной прокатывается по боковине кузова, а затем огибает его заднюю часть. Сзади мы видим рисунок светотехники, напоминающий таковой у Aston Martin One-77. Однако купе DB11 выглядит с этой стороны даже интереснее, чем некогда нашумевший британский суперкар. Не смотря на то, что задняя часть купе DB11 кажется элегантной, необычайно широкие колёсные арки смотрятся ещё и очень мощно – словно подчёркивают тот высокий крутящий момент, который задние ведущие колёса передают дороге. Если же продолжать сравнение с DB9, то экстерьер новинки не только красивее, но и на два-три поколения современнее. Ровно то же самое можно сказать и об интерьере.

Aston Martin и Mercedes-Benz

Как и у многих других современных автомобилей, в салоне Aston Martin DB11 – два дисплея. Первый, 12-дюймовый, экран заменяет собой традиционный щиток приборов, на второй, 8-дюймовый – выводится информация мультимедийного комплекса. Обе системы удобны в использования, а картинка на виртуальной «приборке» меняется в зависимости от выбранного режима вождения. Но если первая система разрабатывалась специалистами из Гейдона и имеет оригинальный дизайн, то мультимедийный комплекс британцы полностью заимствовали у Mercedes-Benz. По сути, речь идёт о системе COMAND Online с её шайбой контроллера, сенсорной панелью и голосовым управлением.

Роскошь характерная для Aston Martin в сочетании с мультимедийным комплексом COMAND Online от Mercedes-Benz
Роскошь характерная для Aston Martin в сочетании с мультимедийным комплексом COMAND Online от Mercedes-Benz

Как и у небольших «Мерседесов», дисплей мультимедиа не убирается в приборную панель, что лично мне кажется спорным решением. Впрочем, не думаю, что речь в данном случае идёт об экономии затрат, а полагаю, что немецким специалистам попросту удалось убедить своих британских коллег в отсутствии необходимости прятать монитор. И в любом случае намного важнее тот факт, что система COMAND Online является одним из лучших предложений на рынке и работает гораздо лучше технологии прошлого поколения, которая называлась Garmin и, кстати, была создана Volvo.

К сожалению, монитор мультимедийной системы нельзя спрятать в торпедо
К сожалению, монитор мультимедийной системы нельзя спрятать в торпедо

Во всём остальном интерьер модели DB11 сохранил стиль Aston Martin. Правда, за последние десять лет мастерство британских ремесленников в работе с кожей выросло на порядок, так что салон нового автомобиля стал ещё шикарнее. А поскольку DB11 нацелен практически на весь мировой рынок, то многообразие отделки, которое предусмотрели его разработчики, не поддаётся исчислению.

Роскошно-удобные передние сиденья
Роскошно-удобные передние сиденья

Немаловажен и тот фактор, что салон нового автомобиля стал несколько просторнее – прибавилось места для ног и для плеч, а садиться в машину теперь удобнее – благодаря уменьшенной высоте порога. Правда, задние сиденья по-прежнему в большей степени стоит рассматривать как место для размещения дополнительного багажа. С другой стороны, здесь можно перевозить детей, так как специальные крепления для их кресел предусмотрены. Да и багажник у DB11 тоже увеличился.

Задние сиденья, в основном, стоит рассматривать как место для размещения личных вещей
Задние сиденья, в основном, стоит рассматривать как место для размещения личных вещей

Передние сиденья у купе вовсе отличные – не только удобные и роскошные, но и обладают развитой боковой поддержкой. Не нужно забывать и об оригинальной конструкции дверей, которые благодаря своей траектории движения при открывании получили красивое название «крылья лебедя».

Невероятно интересно сделано рулевое колесо. На первый взгляд, оно кажется очень странным, так как имеет форму то ли растянутой, то ли, наоборот, сплющенной окружности. Однако в эксплуатации такое колесо более естественно и удобно, чем его альтернатива со спрямлением в нижней части.

Кстати, увеличению внутреннего пространства в салоне поспособствовали не только большие внешние размеры автомобиля, но и новая конструкция кузова – в первую очередь несущего каркаса.

Платформа и кузов

Как и силовая структура кузова модели DB9, которая называлась “VH”, платформа DB11 сделана из алюминиевых штамповок, отливок и прессованных деталей, соединённых между собой заклёпками. Разница заключается в том, что новая конструкция на 21 кг легче, и при этом на 39% жёстче предшественницы. Помимо этого, как я уже отмечал, благодаря уменьшенному сечению некоторых несущих деталей, прибавилось немного места в салоне.

Внешние панели кузова купе DB11 также в основном изготовлены из алюминия. Речь идёт о капоте, крыше, дверях. Остальные детали выполнены из пластика или углепластика.

Aston Martin DB11 на улочках Сиены, в Италии
Aston Martin DB11 на улочках Сиены, в Италии

Компоновка Aston Martin DB11 принципиально не изменилась. В нём используется так называемое передне-среднее расположение двигателя в сочетании с задним приводом. При этом коробка передач объединена в общий блок с главной передачей. Здесь же расположен и дифференциал повышенного трения. Двигатель и коробку передач соединяет карданная труба, изготовленная и лёгкого сплава, внутри которой вращается вал из углеволокна.

Подвеска хотя и была сконструирована заново, сохранила прежние схемы. Передняя подвеска – двухрычажная, задняя – многорычажная. Амортизаторы – адаптивные, Bilstein, с технологией Skyhook и тремя режимами работы: GT, Sport и Sport +.

Как видите, всё знакомо и привычно. Но, как говорится, дьявол кроется в деталях. И таким «дьяволом» у Aston Martin DB11 является его новый двигатель.

Aston Martin и Ford

Многие коллеги-журналисты любят напоминать о сделке, которая не так давно была подписана между компанией Aston Martin и немецким концерном Daimler. Согласно данному соглашению, за 5% собственных акций британцы получили доступ к продвинутым немецким технологиям. Правда, Дитер Цетше, глава концерна Daimler и подразделения Mercedes-Benz Cars, незадолго до подписания прокомментировал контракт примерно следующим образом: дескать, с точки зрения бизнеса Штутгарту он принесёт одни хлопоты, просто будет жалко, если такой славный бренд как Aston Martin загнётся. Тем не менее, договорённость была достигнута, что мы и увидели на примере комплекса COMAND Online, появившегося в купе DB11.

Зато о другом партнёре британского производителя, компании Ford Motor, все словно забыли. Между тем, когда несколько лет назад американцы распродавали активы люксовой Premier Automotive Group, стремясь выйти из кризиса, они избавились от всех входящих в неё брендов целиком, а вот 10% акций Aston Martin себе оставили – ради стратегического присутствия, как говорили тогда менеджеры Ford Motor. Как и в случае с Mercedes-Benz, я не очень понимаю, какую выгоду обрёл от этого Ford, Aston Martin же получил моторы.

Вот и первенец нового века британской марки (ей, между прочим, 103 года стукнуло), Aston Martin DB11, сразу же обзавёлся новеньким V12, а не «восьмёркой» от Mercedes-AMG, которую ожидало подавляющее большинство обозревателей.

Под капотом находится бензиновый двигатель V12 объёмом 5.9 л, дополненный двумя турбинами наддува
Под капотом находится бензиновый двигатель V12 объёмом 5.9 л, дополненный двумя турбинами наддува

Как утверждают представители Гейдона, новый двигатель специалисты Aston Martin разработали самостоятельно. Тем не менее, его конструкция основана на прежнем моторе объёмом 5.9 литра, у которого ход поршня укоротили до 69,7 мм, получив таким способом рабочий объём 5204 куб. см. Да и выпускают новый агрегат всё на том же заводе (точнее, заводе в заводе) «Форда», где собирали и продолжают собирать старые двигатели. Кстати, самим американцам это производство совсем не нужно, если только они в очередной раз не поменяют стратегию развития Lincoln Motor…

Двигатель и коробка

При создании нового двигателя V12 его разработчики, похоже, стремились достичь следующей цели – получить характеристики, необходимые спортивному автомобилю класса Gran Turismo, при соблюдении норм экологического законодательства. Посмотрим, как они с этим справились.

Уменьшение рабочего объёма двигателя инженеры постарались компенсировать при помощи двух турбокомпрессоров Mitsubishi, которые они разместили в классическом месте – по бокам блока цилиндров. Таким образом, мотор автомобиля Aston Martin DB11 развивает мощность 608 л.с. при 6500 об/мин и крутящий момент 700 Нм в весьма широком интервале – от 1500 до 5000 об/мин. Обратите внимание на крутящий момент – он даёт постоянную возможность для разгона, причём зачастую даже не приходится переходить на пониженную передачу. Но особенно хорош этот двигатель в среднем диапазоне оборотов, при движении в так называемом крейсерском режиме. А ещё он рождает ощущение естественности. И это качество касается не только динамики, но и звучания.

Инженеры Aston Martin провели исключительную работу по настройке систем впуска и выпуска. Звук нового V12 ничуть не менее захватывающий, чем у предшественника. Даже в режиме вождения GT двигатель выдаёт бескомпромиссный рёв. Пришлось предусмотреть алгоритм тихого запуска, который позволяет водителю завести мотор и отъехать подальше от жилища, не потревожив соседей.

Мощность до 608 л.с. и максимальный крутящий момент 700 Нм в диапазоне от 1500 до 5000 об/мин
Мощность до 608 л.с. и максимальный крутящий момент 700 Нм в диапазоне от 1500 до 5000 об/мин

Да, у этого мотора относительно скромные удельные показатели. Давление, которое развивают его турбины, составляет всего 0.68 бара. Как видите, потенциал для форсировки – немаленький. И он в дальнейшем непременно будет реализован – например, как намекнул Райхман, уже в следующем поколении Vanquish.

Свидетельство финальной проверки
Свидетельство финальной проверки

Что же касается экологических нормативов, то и здесь всё нормально. Разработчики внедрили в конструкцию агрегата не только систему «Стоп/Старт», но также предусмотрели отключение половины цилиндров – в режиме частичных нагрузок вместо V12 вы получаете, условно говоря, рядную «шестёрку» объёмом 2.6 литра. Совсем неплохо.

Так или иначе, двигатель автомобиля DB11 уже успел понравиться автомобилистам. Производство этой модели едва стартовало, а компания уже успела получить на неё свыше трёх тысяч заказов. При этом некоторые из покупателей отметили, что именно новый мотор сам по себе стал основанием для принятия решения о приобретении автомобиля.

Aston Martin DB11 в окрестностях Сиены, в Италии
Aston Martin DB11 в окрестностях Сиены, в Италии

И всё же нельзя не похвалить новую восьмиступенчатую коробку передач немецкой фирмы ZF. Речь идёт об «автомате», разработанном на основе гидротрансформатора, а не о «роботе» с двумя сцеплениями. Такая коробка передач работает практически безупречно, поскольку идеально подходит для нового мотора. Тандем двигателя twin-turbo V12 и АКПП ZF позволяет автомобилю, сухой вес которого составляет 1770 кг (снаряжённая масса 1975 кг), разгоняться от 0 до 100 км/ч за 3.9 секунды и развивать скорость до 322 км/ч.

Aston Martin DB11, цвет Mariana Blue
Aston Martin DB11, цвет Mariana Blue

Замечу, 1975 кг – это, конечно же, немало. Тем не менее, это меньше, чем 2.2-тонный Mercedes-Benz S-Class Coupe или 2.3-тонный Bentley Continental, которые относятся к классу Gran Turismo и являются ближайшими конкурентами Aston Martin DB11. Вдобавок инженеры из Гейдона, разрабатывая купе DB11, уделяли не меньше внимания его спортивной стороне, чем качествам автомобиля GT.

Манёвренность и управляемость

Доводкой шасси автомобиля Aston Martin DB11, его балансом занимался Мэтт Беккер (Matt Becker), который до прихода в Aston Martin оттачивал свои профессиональные навыки в компании Lotus.

Во многом благодаря его работе DB11 стал самым интересным автомобилем в своём сегменте. Система векторизации крутящего момента и задний механический дифференциал повышенного трения этой модели представляют собой правильно согласованное сочетание. Его рулевое управление, в котором, кстати, впервые для британской компании применяется электромеханический усилитель, является более быстрым и точным, чем у автомобиля DB9. Специально разработанные шины Bridgestone S007 (255/40 ZR20 – спереди и 295/35 ZR20 – сзади) обеспечивают хорошее сцепление с дорогой, при этом позволяя играть на его грани благодаря обратной связи через руль. Тормоза же остаются безупречно работоспособными после многих часов жёсткого вождения.

Aston Martin DB11 обладает широкими динамическими способностями, что очень важно для гранд-турера
Aston Martin DB11 обладает широкими динамическими способностями, что очень важно для гранд-турера

«Самым интересным» в данном случае означает и «самым быстрым». Понимаю, что значение определения «быстрый» может варьироваться, но DB11 по-настоящему быстр. Его время прохождения круга на гоночном треке очень близко к Porsche 911 Turbo S.

Характерно, что при этом Aston Martin DB11 по-прежнему остаётся комфортабельным – вам придётся специально искать неровности, чтобы убедиться, что его подвеска работает. Таким образом, сцепление, скорость, баланс и управляемость британской новинки можно считать образцовыми, а её динамические способности удивительно широки. Как правильно заметил кто-то из британских коллег, у купе DB11 90-процентное проворство McLaren 650S сочетается с 90-процентным качеством езды S-Класса.

А от себя добавлю, что Aston Martin DB11 представляет собой идеальное соединение всего того, что водитель мог когда-либо желать от роскошного автомобиля GT.

Фотографии Aston Martin.

Оригинал статьи, опубликованный 10.08.2015, не сохранился. Статья восстановлена и реконструирована 04.05.2020.

Оригинал реконструированной статьи

Юрий Кладов,

04.05.2020