Найти тему
Философия

Что такое логика...(№2)

Фото

Тесная связь между традиционной логикой и дискуссионной практикой восходит к классическому эллинистическому периоду. Интеллектуальная деятельность тогда была, по сути, диалогическим делом, что зафиксировано в диалогах Платона. В этих диалогах Сократ регулярно участвует в практике опровержения (elenchus), которая заключается в обмене вопросами и ответами, в ходе которого собеседники будут приводить к противоположному того, что они заявили в начале, на основе своих ответов по пути. И два из логических текстов Аристотеля, Темы и Софистические Опровержения, явно о диалектических практиках и содержат регламентацию этих практик посредством абстрактного описания их структурных особенностей.

Например, философ рассматривает вопрос о поиске подходящих предпосылок для вывода, который каждый хочет сделать - своего рода «обратный инжиниринг». Обсуждаемые методы особенно полезны при обсуждении. Если аргументатор хочет убедить своих собеседников в предложении P, он ищет другие предложения, которые подразумевают P, и которые собеседники, вероятно, предоставят. Предоставив T и Q, которые вместе подразумевают P, собеседник затем вынужден согласиться с P. Ясно, что Декарт позже будет осуждать этот подход, который лучше всего подходит для спора и убеждения других, а не для открытия новых истин.

Выступление диалектики продолжалось до поздней античности. В период латинского средневековья акцент на дискуссии стал еще более выраженным, когда он был узаконен с появлением так называемого «схоластического спора». Ученые споры — это формализованная строгая процедура дебатов, основанная на довольно строгих правилах. Он был вдохновлен древнегреческими методами аргументации и получил дальнейшее развитие в монастырях раннего средневековья (возможно, учитывая их репутацию созерцательной жизни). Он достиг своего апогея в 12-м веке с рождением и расширением университетов, где он стал основным методом обучения, наряду с текстовыми комментариями. И влияние диспутов выходило далеко за пределы университетов, распространяясь на множество сфер культурной жизни.

Диспут начинается с утверждения, а затем продолжается для изучения аргументов в пользу и против утверждения. Эта процедура напоминает игру вопросов и ответов, описанных Аристотелем в Темах, где первоначальное утверждение можно прочитать как вопрос: «Х, да или нет?» По сути, это диалогическая практика, в которой участвуют две стороны, не согласные с данным утверждением и приводящие аргументы в защиту своих позиций, даже если обе роли могут играть одно и то же лицо. Цель может быть просто в том, чтобы убедить собеседника или аудиторию, но обычно подразумевается, что что-то более глубокое достигается, например, сближение с правдой по рассматриваемому вопросу посредством изучения этого с разных точек зрения.

Средневековые интеллектуалы участвовали в «живых» диспутах как в частном порядке, между магистром и студентом, так и в качестве грандиозных публичных мероприятий, посещаемых университетским сообществом в целом. Но общая структура также широко используется в некоторых из наиболее выдающихся работ средневековых авторов (некоторые из которых на самом деле представляют собой письменные версии споров, которые действительно имели место, известные как репортажи). Учебники по логике обеспечили необходимую подготовку, чтобы преуспеть в искусстве диспутов, с главами об ошибках, последствиях, логической структуре и значении суждений, а также об обязанностях (очень стилизованный диспут), все из которых имеют непосредственное отношение к искусству диспутов (хотя некоторые также применимы к другим целям, таким как текстовая интерпретация и комментарии). Это широко распространенное присутствие диспутов и связанных жанров было описано как институционализация конфликта ».

Падение диспутной культуры примерно совпало с внедрением новых технологий печати в Европе.

Диспуты были в основном связаны с университетской культурой позднего средневековья. Что характерно, в приведенном выше отрывке Декарт говорит о «логике школ», поэтому критикует целый подход к образованию, основанный на диспутах и ​​их логике.

Продолжение в следующей статье...