В 2016 году Гудмундссон и Хортон в своем исчерпывающем обзоре показателей поведения команд в "инвазивных видах спорта" (т.е. ассоциациях футбола, хоккея, регби) предложили, каким образом информацию, полученную из пространственно-временных данных можно разделить на категории, которые они назвали "согласованными рамками". Категориями этих рамок были:
1) Описание переменных, которые можно получить из пространственно-временных данных (т.е, траектории игроков, последовательность событий);
2) Деление игровой площади;
3) Взаимодействия игроков и временные последовательности событий (фиксируемые сетями и соответствующими метриками);
4) Виды информации, получаемой с помощью методов добычи данных (маркировка событий, прогнозирование будущих событий, выявление формирований, идентификация игр и групповых движений, сегментация матча);
5) Метрики для измерения производительности игрока и команды;
6) методы визуализации, используемые для представления метрик, рассчитанных на основе визуопространственных данных.
Эта система, как и многие другие, действительно является полезной, но ее обоснование в основном носит методологический характер, сосредоточившись на составлении оперативного отчета о результатах деятельности. Это означает, что она имеет ограниченное применение для понимания поведения команд, только способность измерять их и операционно определять их.
Возникают вопросы: что означают эти показатели? Какие теоретические концепции теории поведения команды могут быть использованы для объяснения того, как такое поведение возникает?
Значение показателей
Для решения этих и связанных с ними вопросов ПА не должна концентрироваться только на производстве оперативных мер и дескрипторов производительности. Скорее, ПА могли бы извлечь реальную пользу из разработки подробного отчета, обеспечивающего теоретическую поддержку для интерпретации данных, которые возникают в связи с описательными мерами. Экологическая динамика является такой теоретической основой для изучения поведения в командных играх. Преимущество этого метода заключается в признании "гибкости" социальных систем (т.е. команд), и его принципы могут объяснить, каким образом одни и те же результаты могут быть получены при различных поведенческих моделях. Более десяти лет назад начали разрабатывать теорию межличностного поведения в командных видах спорта, применяя такие понятия, как "суперорганизм" к характеристике команды. Этот путь привел к гипотезе "командной синергии" и ее операционализации. Гипотеза поведения команды как синергетического эффекта возможна только в том случае, если мы рассматриваем происхождение командной синергии как эмерджентное явление, являющееся следствием восприятия игроками общей доступности, в рамках подхода экологической динамики, который мы кратко рассмотрим далее. Но перед этим мы кратко представляем обзор других конкурирующих гипотез, встречающихся в литературе по наукам о спорте.
Некоторые альтернативные гипотезы для объяснения командного поведения
В литературе существует ограниченное число гипотез, объясняющих поведение команд. Здесь же описываются два более значимых предложения в отношении гипотезы о синергии команд: гипотеза об обмене знаниями, основанном на социально-познавательном подходе, и гипотеза о создании чувств на основе участия, основанная на активном подходе.
Предположение об обмене знаниями основано на том, что члены команды владеют ментальными моделями, которые обеспечивают базовое общее понимание того, как достичь желаемых результатов в работе. Утверждается, что эффективность команды может повыситься, когда сложная, глобальная и всеобъемлющая ментальная репрезентация контекста производительности коллективного действия каким-то образом разделяется всеми игроками и применяется на практике. Отсутствие координации между намерениями отдельных исполнителей и намерениями команды подразумевает, что общее когнитивное состояние еще не достигнуто, что приводит к трудностям в работе команды.
С этой точки зрения, именно построение и обновление ментальной модели индивида объясняет, как несколько исполнителей могут действовать одновременно. Поскольку многие члены команды координируют свои действия одновременно, количество сходства в представлении индивидуумов, действующих вместе, становится ключевой характеристикой, указывающей на состояние общего понимания в команде.
Тем не менее, знание "кто знает что" в каждый момент матча будет включать в себя огромную вычислительную нагрузку для системы представления.
Основная трудность заключается в том, чтобы обосновать, как ментальные репрезентации существуют за пределами разума отдельного организма и могут быть каким-то образом разделены в коллективной репрезентации.
Вернемся к разбору других альтернатив в 4 части.