Найти в Дзене
Катя Комлева

Как пережить самоизоляцию

Изоляция - такое уж зло?

Недавно во время прямого эфира ведущий спросил меня, как я переживаю изоляцию. Да что уж там, сейчас практически любой разговор начинается с этого вопроса.

Вот отвечу письменно - я переживаю изоляцию легко. И в этом нет какого-то специфического навыка, таланта или философии.

Дело в том, что в общей сложности я провела в самоизоляции около года в 2012-2013 годах. Только тогда эта изоляция была мерой, обусловленной физической и медицинской необходимостью. Дни напролет я проводила одна в больничной палате и не могла не то, чтобы вставать, а даже лежать удобно. И я могу с уверенностью личного опыта сказать, что даже к этому можно было привыкнуть. Я привыкла и научилась ждать. Смиренно лежать, глядя в одну точку, и смотреть, как за окном искрится своей насыщенностью жизнь. Чужая жизнь.

Моя же жизнь тогда была зашифрована в сложных длинных диагнозах, в жалостливых полуулыбках медсестер и в траекториях беспомощно взбивавших воздух рук врачей.

Наверное, справедливо будет сказать, что есть разные типы терпения. Первый вид, назовем его условный, это ожидание чего-то конкретного, что случится неизбежно в более-менее понятных временных рамках. Второй вид ожидания - безусловное. Это, пожалуй, высшая точка терпения - смирение. Когда ты внутренне понимаешь, что то, чего ты ждешь, возможно не случится никогда. Да и никто в мире в этом не уверен.

Ни один врач, ни один человек на свете, точно не мог сказать, сколько еще времени - дней, месяцев или даже лет, я проведу лежа в палате. Чего именно мы ждем - того, что я встану и уйду оттуда своими ногами и ли того, что они признают свое поражение перед моим недугом и отправят лежать домой. И даже тогда, в том периоде бесконечного ожидания неопределенного исхода, были дни, когда я бывала искренне вполне счастлива.

А сейчас я точно знаю, что карантин однажды закончится. Я знаю, что я снова буду гулять пешком, встречаться с друзями, купаться в море, путешествовать, топтать танцевальными па брусчатку Рима.

Но даже пока я, как и все, вынуждена сидеть дома, у меня все равно есть очень ценный выбор, означающий мою абсолютную бескомпромиссную свободу: я могу сидеть дома страдая, а могу делать это с удовольствием. Я могу лежать целый день, потому что я этого хочу, а не потому, что у меня нет другой возможности. Более того, я могу делать это в удобной позе, с искренним наслаждением.

Я не сторонник того, чтобы сравнивать себя с теми, кому сейчас объективно хуже, и находить в этом минутное облегчение. Но я могу сравнивать себя с самой собой семилетней давности, и в этом контексте я сейчас чувствую себя настолько хорошо, что не вижу ни одного повода страдать.

И я не призываю вас сравнивать себя со мной, мне нужно было прожить это самой, чтобы сейчас писать об этом с истинным пониманием этой разницы. Но, возможно, мой пример напомнит вам, что в вас достаточно силы, чтобы дождаться окончания карантина и спокойно его пережить без ощутимых внутренних потерь. Я знаю, насколько широки границы терпения человека, каждого из нас, и эта чаща безгранична, особенно если наполнять ее принятием и пониманием, что скоро все закончится.

Да, я, как и многие, немного поправилась за время карантина. Да, я делаю меньше, чем могла бы, и не провожу время эффективно, скупая бесчисленные марафоны о развитии личного бренда, навыках скорочтения и выхода на разговорный французский за 2 недели. Это не является ключевым элементом сохранения рассудка в это непростое время, на мой взгляд. Сейчас действительно тратится много внутреннего ресурса на сохранение эмоциональной стабильности, которая является единственно важным фундаментом для всех будущих свершений. Сейчас можно пренебречь золотым правилом «проживай каждый день, как последний» и откладывать силы «на потом».

Коэффициент внутреннего счастья кроется не в бесконечном личном росте, а в сохранении стабильного внутреннего спокойствия. Единственное, что мы обязаны сами себе - быть счастливыми, а это при любых условиях - всегда в наших силах.

2013  |   2020
2013 | 2020