Найти в Дзене

Цена предательства, или Как Василий IV Иоаннович погубил династию Рюриков

Оглавление

Василий IV Иоаннович был последним царем из рода Рюриков и единственный, который погубил себя и династию, и едва не погубил государство, предав собственного племянника.

Национальный герой Михаил Скопин-Шуйский

В марте 1610 года молодой воевода Михаил Скопин-Шуйский, которому было всего 22 года, вступил в Москву, разблокировав ее совместно со шведским фельдмаршалом Делагарди, после нескольких побед над войском Тушинского вора, как называли Лжедмитрия II.

Скопин-Шуйский встречает шведского фельдмаршала Делагарди близ Новгорода
Скопин-Шуйский встречает шведского фельдмаршала Делагарди близ Новгорода

Его встречали, как национального героя, каковым он и был, однако не все были рады его победам. Меньше всего положение дел устраивало его дядю, царя Василия Шуйского. Он хоть и принял освободителя с почестями, но рост популярности племянника среди народа его настораживал.

Смерть Михаила

Чуть больше месяца спустя Михаил Скопин-Шуйский, освободитель Москвы, национальный герой времен польско-литовской интервенции, был отравлен собственным родственником. Его пригласили на пир, устроенный в честь крестин, и попросили стать крестным отцом сыну князя Ивана Воротынского. Отравила его крестная ребенка, жена князя Дмитрия Шуйского, который являлся братом царю. Едва Михаил выпил вина, он сразу почувствовал себя худо – из носа пошла кровь, и ему пришлось уехать домой. Умер он через две недели, 23 апреля (3 мая) 1610 года.

Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский на пиру у князя Воротынского
Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский на пиру у князя Воротынского

Горожане, узнав о смерти своего героя, едва не разнесли дом Дмитрия Шуйского, но его спасли царские войска, разогнавшие разгневанных людей. Всем было ясно, что это было сделано по приказу царя, хотя тот и старался всячески отвести от себя подозрения, громче всех рыдая на похоронах племянника.

Многие осуждали царя за этот поступок — ведь пока он сидел в осажденной Москве, Михаил боролся с врагами, и в конце концов, если бы не он, то Лжедмитрий II, возможно, смог бы захватить город. Однако ему этого не удалось даже и после смерти Михаила Скопина-Шуйского.

Раскол в лагере царя

После этого в лагере царя начался раскол. Рязанский воевода Прокопий Ляпунов, который незадолго до этого просил Михаила взойти на престол, обвинил Шуйских в убийстве племянника и перешел на сторону Лжедмитрия (к слову, он же впоследствии возглавил восстание в Рязани против поляков и участвовал в Первом ополчении). Откололись и некоторые другие бояре.

Браться Шуйские, испугавшись, что Михаил, пользующийся авторитетом и народной любовью, захватит власть, убили не только своего племянника, но и свое будущее, а также поспособствовали полякам в оккупации Москвы.

Расплата за предательство

Оставшись без умелых и опытных полководцев (одного они убили, другой от них ушел), братья Шуйские продержались недолго. Дмитрий Шуский возглавил войско вместо Михаила и в июне проиграл Клушинскую битву в которой его наголову разгромило польское войско. Когда к Москве с одной стороны подошли поляки, а с другой войска Лжедмитрия, бояре совершили переворот, сместив царя. Опасаясь прихода Лжедмитрия они отдали Москву полякам. Так, осенью 1610 года началась польско-литовская оккупация Москвы, которая продолжалась в течение двух лет.

Василий IV Иоаннович и его брат Дмитрий умерли в плену, после того как восставшие бояре передали их польскому королю Сигизмунду. Василий IV был последним царем из рода Рюриков.

Такова цена предательства — он погубил династию, погиб сам и едва не уничтожил собственное государство.