Найти тему
Culture&Politics

Расёмон: минимализм от великого Акиры Куросавы.

"Расёмон" (1951) Акиры Куросавы наряду с "Семью самураями" согласно BFI ( https://www.bfi.org.uk/greatest-films-all-time ) входит в топ 100 фильмов со времен появления кино. Свое восхищение перед работами Куросавы выражали такие разные режиссёры как, например, Андрей Тарковский, рекомендовавший к просмотру фильмы Куросавы своим студентам или Квентин Тарантино, который в немалой степени перенял эстетику азиатского кино в собственных картинах.

Сюжет фильма "Расёмон", в свою очередь, взят из рассказа Рюноскэ Акутагавы «В чаще», название и место действия взяты из другого рассказа этого же писателя — «Ворота Расёмон». Действие картины в соответствии с канонами минимализма разворачивается в трех локациях: ворота, лес и внутренний двор.

Кадр из фильма "Расёмон". Разрушенные ворота.
Кадр из фильма "Расёмон". Разрушенные ворота.

Разрушенные ворота "Расёмон", кажется, должны были согласно сюжету сыграть роль символа феодального кризиса в Японии. Так, перед нами разворачивается некое событие "Х", произошедшее в лесу, по поводу которого суду зрителя представляются 4 показания, кардинально расходящиеся между собой. Можно подумать, что каждый из героев лжет, что также бы указало на некое "моральное разложение", которое часто имеет место быть в кризисные времена.

Интересно, что одно из показаний также дает мертвый самурай, вызванный прорицательницей, так, что стирается грань между живыми и мертвыми - "мертвые тоже лгут"?

Кадр из фильма "Расёмон"
Кадр из фильма "Расёмон"
Кадр из  фильма "Расёмон".  Прорицательница
Кадр из фильма "Расёмон". Прорицательница

Нередко можно встретить высказывания, что смысл фильма заключается в том, чтобы показать "субъективность истины", однако, правда ли к этому сводилась затея великого Куросавы?

Так, стоит отметить, что идея фильма действительно состоит в том, чтобы показать истину. Но заключается ли истина в нарративе, представленном в кино? Заключается ли истина вообще в нарративе?

Здесь хочется обратиться к знаменательному диалогу, посвященному сущности языка - "Из разговора относительно языка между Японцем и Вопрошающим " (1953/54), записанному германским мастером - М. Хайдеггером, который как никто другой видел разницу между "говорить" и "сказать". В диалоге речь как бы невзначай заходит о вышедшем несколько лет назад "Расёмоне":

Японец: Мы в Японии находим изображение часто слишком реалистичным, например в сценах поединка.
Вопрошающий: Но разве не появляются также и потайные жесты?
Японец: Невидимое такого рода льется в этом фильме полным потоком и едва заметно для европейского взора. Вспоминаю о покоящейся руке, в которой сосредоточено прикасание, бесконечно далекое от всякого ощупывания, не могущее называться даже жестом в том смысле, как, мне кажется, я понимаю Ваше словоупотребление. В самом деле, эта рука пронесена издалека и в еще более далекую даль зовущим зовом, будучи занесена из тишины.
Кадр из фильма "Расёмон"
Кадр из фильма "Расёмон"
Кадр из фильма "Расёмон"
Кадр из фильма "Расёмон"
Кадр из фильма "Расёмон". "Жест"
Кадр из фильма "Расёмон". "Жест"

Безусловно, кино лишено многих преимуществ, которыми обладает поэзия, вспомним, например, знаменитое японское хайку - трехстишье, заключающее в себе целый Мир. Хайку также является идеальным примером японского минимализма и символизма в одном флаконе.

На холм могильный
Принес не лотос святой,
А простой цветок.

Мацуо Басё

Кадр из фильма "Расёмон"
Кадр из фильма "Расёмон"
Кадр из фильма "Расёмон"
Кадр из фильма "Расёмон"

Кино, в свою очередь, с неизбежностью грешит реализмом, ввиду своих технических средств. В фильме Куросавы Японский Мир оказался "поставлен для фотографии", "вписан в ее предметный мир", что однако не отменяет его прелести. Каждый кадр фильма выглядит завораживающим как в динамике, так и в статике.

Особенно поразительна игра света, из которого фильм буквально соткан.

Кадр из фильма "Расёмон"
Кадр из фильма "Расёмон"
Кадр из фильма "Расёмон". Солнце
Кадр из фильма "Расёмон". Солнце

Картина Куросавы однозначно произвела революцию в мире кино, показав иную его грань. Черно-белый формат, повышенная экспрессивность при общей немногословности героев создает особый тренд на "упрощение" в кино. Это особое сочетание простоты и экспрессии подчас буквально создает атмосферу "кричащей тишины".

Кадр из фильма "Расёмон"
Кадр из фильма "Расёмон"
Кадр из фильма "Расёмон"
Кадр из фильма "Расёмон"

В заключение хочется добавить, что перед просмотром фильма "Расёмон" стоит настроится на его восприятие, фильм же завораживает зрителя с первого кадра. Silentium! - сказал русский поэт, ибо "Мысль изреченная есть ложь".

#Кино #философия #минимализм #культура и искусство #кадры