Найти в Дзене
Театр Раз В Неделю

Современный балет. Часть 3. Что интересного поставили Ингер, Браун и Прельжокаж?

Мне нравится, что МАМТ ведет просветительскую работу в области современной хореографии. Здесь можно познакомиться с постановками, которые не ставились ранее в России, и решить, какой балет вам нравится больше – современный или классический.

Сегодня рассмотрим творчество трех хореографов – это Ингер, Браун и Прельжокаж. Несмотря на то, что это разные по стилистике и исполнению постановки, но они представляют некую панораму современного балета.

Йохан Ингер, родился в Стокгольме в 1967 году. Танцевал в Королевском балете Швеции, добившись статуса солиста. Долгое время сотрудничал с «главным театром современной хореографии» Нидерландским театром танца. Ингер вдохновлялся стилистикой Иржи Килиана.

Ингер "Прогулка сумасшедшего"
Ингер "Прогулка сумасшедшего"

Балеты Йохана Ингера в России не ставили. Их изредка можно было посмотреть во время гастролей европейских трупп. С 2019 года в Москве можно посмотреть постановку «Прогулка сумасшедшего». Это психологический балет о любви на известную музыку Мориса Равеля «Болеро» с музыкальной вставкой Арво Пярта «Для Алины». В спектакле четыре персонажа, но девять исполнителей. Три женщины воплощают разные характеры и судьбы, а шесть мужчин – героя в различных жизненных ситуациях и душевном состоянии.

Ингер "Прогулка сумасшедшего"
Ингер "Прогулка сумасшедшего"

Зачем смотреть? Йохан Ингер признанный хореограф во всем мире. Его балеты в репертуаре театров Нидерландов, Швеции, Стокгольма, Испании, Монте-Карло, Германии, Великобритании, Швейцарии, Франции. Но это единственный балет в России в его хореографии. Ингер любит удивлять зрителя и показывать что-то необычное, непривычное. Его балеты пластичны, а хореография сложная в исполнении.

Триша Браун (1936-2017), создательница американского постмодернизма в танце. Она первая поставила танец на стене дома, чтобы освоить новые танцевальные поверхности. Этот смелый шаг сделал ее популярной, а "Человек, спускающийся по стене" (1969) внесен в реестр культурных открытий века. Браун изучала работу человеческого тела в экстремальных условиях, поэтому ее артисты танцевали на Великих озерах, в Центральном парке Нью-Йорка, на крышах дома и в других необычных местах.

Браун "О, сложная"
Браун "О, сложная"

Закончив экспериментировать Триша Браун возвращает танец в театральное пространство. Она ставит минималистические медитативные спектакли, похожие на перфомансы. Балет «О, сложная» (O złożony / O composite) под польское стихотворение «Ода птице» Чеслава Милоша показывает зрителю сложные геометрические позы с классическими балетными поддержками и прыжками.

Браун "О, сложная"
Браун "О, сложная"

Зачем смотреть? Бунтарство и смелость Триши Браун становится следующим шагом в танце после модерна. Ее хореография стала пользоваться бОльшим успехом, чем громкие модные новинки.

Анжелен Прельжокаж, родился в 1957 году во Франции в семье албанских эмигрантов. Он – самая яркая звезда в плеяде французских хореографов, появившихся в 80-х годах прошлого века. Прельжокаж часто приезжал в Россию с собственной труппой. Его балеты – либо ненавидят, либо обожают за смелые и необычные постановки. Он может догола раздеть избранную деву в «Весне священной», запереть Ромео и Джульетту в концлагере, охраняемом живыми овчарками, а архангела Гавриила в «Благовещение» превратить в женщину, танцующую с девой Марией страстный дуэт.  

Прельжокаж "Свадебка"
Прельжокаж "Свадебка"

Балет «Свадебка» входит в состав одноактных балетов, посвященных «Русским сезонам». Изначально этот балет создала Бронислава Нижинская, сестра Вацлава, после успеха балета ее брата «Весна священная». «Свадебка» тоже исполнялась на музыку Игоря Стравинского и рассказывала о русских крестьянских обычаях и судьбе избранной девы. Прельжокаж переосмысливает этот балет. Делает его более брутальным, с жесткой хореографией: танцовщики неистово крутят кукол-невест и бросают их друг другу. Словом, вымещают на них все свои страхи и комплексы. Балерины вторят их движениям, и также рассказывают о своих женских желаниях.

Прельжокаж "Свадебка"
Прельжокаж "Свадебка"

Зачем смотреть? Во-первых, это балет-легенда. Во-вторых, хореограф – легенда. В-третьих, этот балет как ушат холодной воды на распаренное тело – отрезвляет и шокирует. Будьте готовы, что хореография может вызвать недоумение своими «кривляньями», усиленная угнетающей музыкой Стравинского.  

Прочитать отзыв об этих одноактных балетах в МАМТе можно здесь.

Часть 1, Часть 2 о современных хореографах.

Искусство не может быть законсервировано, оно должно развиваться и отражать свою эпоху. Современные хореографы пишут историю танца здесь и сейчас. Уверена, что эти балеты будут ставить через сто лет также, как сейчас "Спящую красавицу" и "Спартак".

Узнать основы балета можно в этой статье.