Найти тему
ImageHistory

Русские либералы XX века. Пётр Струве

«Я западник и потому – националист. Я западник и потому – государственник» .

Пётр Бернгардович Струве — русский общественный и политический деятель, редактор газет и журналов, экономист, публицист, историк, социолог, философ.

В молодости Струве пережил увлечение марксизмом. В тот период Струве рассматривал марксизм прежде всего как научную теорию, обосновывавшую неизбежность либерально-буржуазной модернизации России, и надеялся, что развитие капитализма принесет в Россию политическую свободу и подъем культурного уровня.

В 1894 году Струве опубликовал книгу «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России», в которой предпринял попытку проанализировать с марксистской точки зрения протекавшие в стране хозяйственные процессы. 

Критикуя народников, выступавших за самобытный путь развития России на основе крестьянской общины, доказывал, что утверждение капиталистического способа производства в нашей стране является неизбежным. 

Интересно отметить, что уже в этой ранней работе Струве обращал внимание не только на отрицательные, но и на прогрессивные стороны капитализма. Развитие по буржуазному пути, доказывал он, рационализирует экономику, обеспечивает рост производительности труда и культурный прогресс. Книга завершалась призывом: «Признаем нашу некультурность и пойдем на выучку к капитализму» .

-2

В последующие годы Струве все дальше отходил от марксизма. В качестве ценностей Струве рассматривал человеческую личность и ее право на самореализацию. Эта установка уже не имела ничего общего с марксизмом. Вместе с тем эта идея является ключевым постулатом либерализма – так что, приняв ее, Струве возвращался к своим изначальным национал-либеральным установкам.

Порвав с марксизмом, Струве присоединился к либералам. В 1902 году он начал издавать журнал «Освобождение», ставший трибуной для противников самодержавно-бюрократического режима, прежде всего земских либералов, требовавших введения в России Конституции. В 1903 году Струве принял активное участие в состоявшемся в Швейцарии учредительном съезде Союза освобождения, в который вошли как оппозиционные земцы, так и либеральные и радикальные интеллектуалы.

-3

В 1904 году нелегальный Союз освобождения основался в России, целью была объявлена ликвидация самодержавия, установление конституционного правления и политической свободы. Ядром союза были сторонники журнала «Освобождение». Позднее Союз освобождения послужил основой для формирования Конституционно-демократической партии.

В 1910-е годы Струве занимался преимущественно научными исследованиями, центральное место в сфере интересов теперь занимала экономика. Февральскую революцию 1917 года встретил с определенными надеждами, которые, правда, вскоре рассеялись.

Струве крайне негативно воспринял захват власти большевиками. Расценивал октябрьский переворот 1917 года как контрреволюцию, уничтожившую зачатки конституционного строя и правовых гарантий. С началом красного террора, развёрнутого большевиками после покушения на Ленина, покинул Москву

-4

Первые годы изгнания провел в Париже, Праге и Берлине, в 1928 году переехал в Белград. Когда нацистская Германия в 1941 году оккупировала Югославию, Струве был арестован гестапо и несколько месяцев находился в тюрьме. Вскоре после освобождения уехал в Париж, где и провел последние годы жизни.

Чем важен для Струве сегодня? Прежде всего тем, что им был обрисован консервативно-либеральный путь модернизации/европеизации России и сформулирован ряд принципов, которые необходимо положить в ее основу.
Значение Струве для дня сегодняшнего не исчерпывается, конечно, размышлениями о путях развития России. Сохраняет актуальность критика радикального либерализма и реакционно-изоляционистского консерватизма, мировоззрение приверженцев которого он характеризовал как «вотчинно-холопское».
Читая Струве, современный либерал, вероятно, задумается: есть ли будущее у российского либерализма, если он не встанет на «веховский» путь синтеза с национально-консервативными ценностями? А перед левым его труды поставят вопросы: является ли советская традиция аутентично российской? Может ли русский консерватор положительно относиться к сталинскому государству? Таким образом, идеи Струве во многом сохраняют свою значимость.

Наука
7 млн интересуются