Найти тему
Без Башкортлар

Казанская мифология. Три главных мифа

В татарской истории есть три мифа которые давно считаются неотъемлемой частью татарской культуры. В них верит значительное число татар. Более того, проводятся конференции, ставятся театральные постановки, снимаются документальные фильмы и тд. Разберем эти мифы.

Зиланты-хранители Казанской чаши
Зиланты-хранители Казанской чаши

Миф №1.

Пожалуй каждый татарин считает Казань столицей татарского мира, а главным символом татарской Казани считается башня Сюембике, названной якобы в честь царевны Казанского ханства, которая согласно легенда оттуда сбросилась. На самом деле данная башня никакого отношения ни к Казанскому ханству, ни к Сюембике не имеет. Это русская дозорная башня, возведенная в конце XVII в. – спустя сто сорок лет после падения Казани. Легенда о якобы «татарской» башни и скинувшейся оттуда царевне Сююмбике ничто иное как выдумка татарских горожан XVIII в., которые скорее всего уже не знали, что башня была сооружена как раз против различных ханств и орд и для продвижения России на Восток.

Миф № 2.

Все мы знаем прекрасные произведения Габдуллы Тукая. Одним из ярких литературных персонажей этого писателя был образ шурале, аналогом которого считается леший из славянской мифологии. Однако этот персонаж практически отсутствует в фольклоре народов Средней Волги. В основном его фиксируют в Башкирии, в Курганской, Свердловской и Пермских областях. Дело в том, что со стороны матери Габдулла Тукай имеет башкирские корни, а свое тяжелое детство он провел в семье своего деда со стороны матери. Скорее всего там он и впитал истории и некой зловещей сущности леса называемой шурале.

Миф № 3.

Пожалуй в число самых распространенных мифов попадает миф о самоназвании татары.

Считается, что термин “татар” имеет монгольское происхождение и перешел к современным татарам от населения орды. Однако население Золотой орды и Казанского ханства себя татарами не называли, как и не сущетсвовало татарских ханств – так их в основном называли европейцы, не особо утруждавшие себя в запоминании сложных для европейского уха тюркских названий.

По мнению ведущего историка России Вадима Трепавлова «как главное обозначение народа слово «татар» применяется с средне волжским тюркам не ранее конца XIX в., когда татарские просветители разрабатывали национальную концепцию развития своего народа». До этого это населения называло себя мусульманами, казанлы и мишарями.