Многие научно-фантастические фильмы задают большие вопросы. Почему мы здесь? Реально ли происходящее? Какова моя цель? По иронии судьбы, самые глубокие вопросы обычно не имеют ответа.
Именно этот тип кино больше всего разделяет аудиторию. Один человек может подумать, что фильм представляет собой многослойный шедевр, в то время как другой зритель может посчитать его претенциозным.
И я говорю не только о казуальной аудитории. Критики кино страдают той же проблемой. Когда "2001: Космическая Одиссея" была выпущена, большинство рецензентов не могло ничего понять. И в этом все дело. Рассказчики не просто хотят рассказывать истории; они хотят, чтобы люди обсуждали и изучали персонажей и темы.
Некоторые фильмы остаются двусмысленными, заставляя зрителей годами или десятилетиями спорить, пытаясь понять, что это на самом деле значит (несмотря на то, что в глубине души мы знаем, что никогда не получим ответа). Хотя оставшиеся без ответа вопросы могут сбивать с толку, это может сделать фильм более интересным. Считаете ли вы, что люди все еще будут говорить о «Начале» спустя десять лет, если у финала будет окончательный ответ? (На самом деле, наверное да, потому что этот фильм потрясающий.)
Некоторые научно-фантастические фильмы настолько загадочны, что заставляют всех зрителей чесать головы.
10. Аннигиляция
Аннигиляция вращается вокруг аномальной зоны, называемой Мерцание, которая искажает реальность вокруг нее. По мере того как «Мерцание» расширяется, ученый по имени Лина ведет группу исследователей, чтобы войти в «Мерцание», чтобы узнать его происхождение и цель.
Аннигиляция дает аудитории много информации, но очень мало конкретной. Фильм касается самоубийства, депрессии, самоуничтожения, алкоголизма и горя. В то время как эти темы исследуются, персонажи подвергаются нападению со стороны акул-крокодилов, двойников и кричащих медведей-черепов. Когда история заканчивается тем, что Лина обнимает своего мужа, неясно, действительно ли она Лина или её двойник.
Теперь вы можете подумать, что вам лучше будет понять происходящее, прочитав книгу, на которой основан фильм. Тем не менее, книга настолько отличается, фильм едва ли можно назвать адаптацией. На самом деле, режиссер Алекс Гарланд признался, что не перечитывал книгу, когда снимал фильм, поэтому история основана на «его памяти о книге, а не о самой книге». В некотором смысле это делает Аннигиляцию лучше, так как нет источника, который полностью объясняет фильм, позволяя зрителям сделать свой собственный вывод.
9. Враг
Враг не первый фильм в этой статье, который имеет дело с двойниками, и не будет последним. Это говорит о том, что двойники человека и психоделическая научная фантастика идут рука об руку.
Во Враге, унылый профессор колледжа по имени Адам смотрит фильм, когда он понимает, что один из актеров выглядит точно так же, как он. Естественно, Адам разыскивает этого актера, Энтони, чтобы узнать, есть ли у обоих связь помимо их внешности. Они давно потерянные близнецы? Является ли один из них из параллельного измерения? Адам сумасшедший? Они оба настоящие? Поскольку фильм находится в этом списке, вы, вероятно, догадались, что ответ никогда не будет ясен.
Враг не полагается на экстравагантные декорации или большой бюджет, и все же остается одним из самых убедительных и провокационных научно-фантастических фильмов последних времен. Всего за 90 минут (половина длины некоторых других режиссерских фильмов), Враг создает неоднозначную атмосферу и неотразимую драму, которая никогда не зависит от экспозиции. Он не имеет линейной структуры, что делает многие сцены преднамеренно разделенными.
Кроме того, необъяснимая одержимость фильма пауками в стиле Кафки гарантированно заслуживает обсуждения среди зрителей.
8. Солярис
«Солярис» - научно-фантастическая драма 1972 года, снятая известным российским режиссером Андреем Тарковским. (Кстати, это не последний раз, когда вы увидите его имя в этом списке.) История начинается с того, что психолога по имени Кельвин отправляют на космическую станцию, чтобы занять место недавно умершего члена экипажа. Когда он прибывает и встречает двух других космонавтов, он узнает, что станция вращается вокруг небесного тела под названием Солярис, которое воплощает воспоминания в реальность. Когда Солярис воскрешает покойную жену Кельвина, он задается вопросом, насколько она реальна и каковы последствия попытки жить с ней.
Большинство сногсшибательных фильмов полагаются на визуальные эффекты, а не на тяжелый диалог, который может сбить с толку и раздражить зрителей. Однако, работа Тарковского не такая. Его фильмы, как правило, очень длинные и содержат много диалогов, наполненных экспозицией, и все же они все еще сбивают с толку и неправильно понимаются. Тарковский не хочет, чтобы зрители сосредоточились на том, как работает планета Солярис, а должны обдумывать неопределенность жизни и неизбежность смерти. Это может быть проблемой, поскольку зрители обычно хотят получить ответы, в то время как фильм предлагает только вопросы.
7. Детонатор
Можно ли понять Детонатор? Конечно. Можно ли понять Детонатор, не вырисовывая временную шкалу ручкой и бумагой? Без шансов. Даже страница в википедии использует каракули, чтобы помочь понять сюжет.
История вращается вокруг пары инженеров по имени Аарон и Эйб, которые случайно создали машину времени. Пара использует знания Эйба о настоящем, чтобы сделать целое состояние, инвестируя в акции в прошлом. Если это звучит сложно, это самая простая часть фильма!
Эйб и Аарон манипулируют друг другом, поэтому трудно сказать, кому доверять. Просто чтобы сделать это еще более запутанным, персонажи начинают предавать прошлых себя. Иногда мы смотрим на Эйба из будущего, который смотрит на Эйба из прошлого под впечатлением, что это Эйб из настоящего.
Когда вы понимаете, что вы недостаточно умны, чтобы понять, что происходит, фильм решает добавить вторую временную шкалу... но некоторое время вам об этом не говорят. Само собой разумеется, что Детонатор требует несколько просмотров, чтобы «всё понять», хоть это и не гарантировано.
6. Начало
Вдохновляющий шедевр Кристофера Нолана, Начало, вращается вокруг Доминика; вора, который приходит в сознание людей, чтобы украсть или внедрить идеи в их снах. Доминик вынужден покинуть страну после того, как его обвиняют в убийстве его жены. Его благодетель говорит Доминику, что он воссоединится со своими детьми, если он успешно внедрит идею в сознание клиента.
Фильм заканчивается тем, что Доминик завершает свою миссию и возвращается домой к своей семье, но подразумевается, что он может быть во сне. В течение десяти лет зрители обсуждали истинное значение финала. Некоторые фанаты были настолько одержимы, что разыскали актеров, которые играли детей, чтобы получить представление о заключении фильма.
Но вот в чем дело; финальная сцена намеренно неоднозначна. Вы не должны понимать её. Если бы история должна была закончиться с Домиником в реальности, Кристофер Нолан дал бы это понять. Он не хочет, чтобы вы ходили на форумы, чтобы часами анализировать сцены или покадрово изучать видео на YouTube. Нет неопровержимого объяснения тому, что происходит в последнем кадре. Вы должны нарисовать свой собственный ответ.
5. Господин Никто
Господин Никто очень красиво снят и в нем можно увидеть один из самых плавных монтажов, которое можно увидеть в недавнем кино. Тем не менее, фильм сумел разделить аудиторию, поскольку это история, которой намеренно не хватает целостности.
Джаред Лето изображает последнего человека на земле; 118-летний мужчина, который размышляет о своей жизни в периоды, когда он был ребенком, подростком и взрослым. Тем не менее, его воспоминания расщепляются на несколько реальностей. В одной он был воспитан своей матерью, но в другой реальности он был воспитан своим отцом. В одном из воспоминаний он был убит после того, как его приняли за политика, а в другом - он живет в космической колонии на Марсе. По сути, Никто (да, на самом деле это его имя) не является человеческой версией Шредингеровского Кота. Он женат и не женат. Он жив, и он мертв. Он все, и он никто.
По сути, это фильм, который нужно смотреть всего пять минут, прежде чем спросить: «Что, черт возьми, происходит?» Вы можете спросить 20 человек о чем Господин Никто, и вы можете получить 20 разных ответов. Как ни крути, вы наверняка задумаетесь о своей жизни через несколько дней после просмотра.
4. Куб
Куб рассказывает о группе людей, которые оказываются в колоссальном лабиринте, который содержит тысячи комнат, половина из которых заминирована. Только одна комната ведет к выходу.
Когда персонажи перемещаются по чудовищному лабиринту, они стараются не потерять ни свою жизнь, ни свое здравомыслие. На протяжении всего путешествия персонажи (и зрители) пытаются понять свое уникальное положение. Кто построил куб? Кто поместил туда заключенных? Почему? Это инопланетяне? Может ли это быть правительственный эксперимент? Возможно, это симуляция?
Когда вы узнаете, что такое кубовидный лабиринт, ответ будет таким разочаровывающим, что вы подумаете: «Этого не может быть. Должно быть что-то еще». По мере того как история продолжается, вы ждете очередного большого раскрытия... а его нет. При первом просмотре многие зрители разочарованы тем, что нет большого объяснения происхождения куба.
Но в этом-то все дело! Это человеческая природа - готовить великие заговоры, чтобы познать неизвестность и оправдать трагедию, когда реальность гораздо более приземленная. Хотя продолжение и приквел дают более глубокое представление о происхождении лабиринта, их лучше игнорировать, потому что эти фильмы отстой.
3. Фонтан
Фонтан рассказывает историю Томаса; Человека, который превращает Библейское Древо Жизни в капсулу для путешествия, прежде чем она станет сверхновой, чтобы он мог воссоединиться со своей мертвой женой. (По какой-то причине зрителям показалось, что фильм немного сложен для просмотра.)
Фонтан - это вихрь калейдоскопических образов, но его завязка довольно проста. Речь идет о миссии мужчины воссоединиться со своей покойной женой. История следует за тремя персонажами (все сыграны Хью Джекманом), которые существуют в трех переплетенных периодах времени; Томас-конкистадор в 1500-х годах, Томас-доктор в 2000-х годах и Томми-Космический путешественник в 2500-х годах. Зритель не может не задаться вопросом, как связаны три «Томаса»? Они связаны? Они это один и тот же человек?
Тем не менее, фильм не намерен прояснять, являются ли сцены Томаса, летящего сквозь космическую пустоту, реальными или просто историей, которую он придумал, чтобы справиться со своим неразрешенным горем. Как и Томас, зритель должен понять все это.
2. Космическая одиссея 2001 года
На премьерном показе Космической одиссеи 2001 года, голливудская звезда Рок Хадсон выбежал, крикнув: «Кто-нибудь, пожалуйста, скажите мне, о чем это, черт возьми?»
Космическая одиссея 2001 года сосредотачивается вокруг ИИ на космической станции, который выходит из под контроля и начинает убивать ученых на борту. Это история... но это не то, о чем фильм. Тем не менее, ответить на вопрос "Что такое Космическая одиссея 2001 года" немного сложно, так как у большинства зрителей возникают проблемы с пониманием... каждой отдельной сцены. Режиссер Стэнли Кубрик не захотел кормить аудиторию ложкой и поэтому решил рассказать историю с помощью наглядных материалов, а не диалогов. В результате 88 минут фильма без диалогов. Любой, ожидающий монолога, объясняющего гоминидов, монолит или Звездного Дитя, был ошеломлен.
По словам автора оригинального романа Артура Кларка: «Если вы полностью понимаете «2001 год», мы потерпели неудачу. Мы хотели поднять гораздо больше вопросов, чем ответили». Вы не должны "понять всё". Кларк признал, что нашел фильм настолько расплывчатым, что он подробно остановился на некоторых сюжетных пунктах романа (который был выпущен в том же году). Если вы изо всех сил пытались следить за историей, не волнуйтесь. У автора была точно такая же проблема.
1. Сталкер
Эта русская научно-фантастическая драма рассказывает историю человека, которого просто зовут Сталкер, и который должен провести двух человек через запертую область под названием Зона. За Зоной находится таинственная Комната, которая якобы исполняет желания. Мало того, что фильм почти идет три часа, но ещё он движется в медленном темпе. Режиссер Андрей Тарковский сказал, что сделал первые несколько сцен намеренно медленными, чтобы дать казуальным зрителям шанс уйти. В начале, Тарковский дает зрителям понять, что он не торопится, потому что многое нужно рассказать.
Когда персонажи размышляют о существовании «Комнаты» и изучают свою собственную жизнь, вы понимаете, что этот фильм закончится множеством оставшихся без ответа вопросов. Неудивительно, что после его выпуска, фильм подвергся критике за то, что он был слишком запутанным и не сфокусированным. Даже название вводит в заблуждение. («Трекер» - более точный термин для Сталкера.)
Однако смысл, стоящий за Сталкером, не предназначен для разъяснения зрителю. Вам не нужно понимать фильм, чтобы наслаждаться им. Цель фильма - заставить зрителя задуматься над тем, что он только что посмотрел, и оценить себя.