Найти тему
Греция

Часть 3

https://clck.ru/NJ88Y
https://clck.ru/NJ88Y

Олимпийские игры Первая "дата" в греческой истории - 776 год до н. э., год проведения первых Олимпийских игр. Она была вычислена исследователем V века до н. э. по имени Гиппиас. Он родом из Элиса, места на западном Пелопоннесе, на территории которого находится сама Олимпия. Эта дата и список ранних победителей, переданный другой литературной традицией, скорее всего, будут достоверными, хотя бы потому, что этот список так непритязателен в своем раннем появлении. То есть преобладают местные победители, в том числе и некоторые мессенцы. Мессены потеряли свою независимость от соседней Спарты в течение VIII века, и этот факт является дополнительной гарантией надежности списка ранних олимпийских победителей: Мессенские победители вряд ли были бы придуманы в то время, когда Мессене как политическое образование перестал существовать. Очевидно, что тогда ведение учета и организованная деятельность с участием более чем одной общины, сосредоточенная на таком святилище, как Олимпия, восходит к началу VIII века. (Такая конкурентная деятельность является примером того, что было названо "взаимодействием равный-равному"). Записи подразумевают определенную степень грамотности, и там же традиция о 8 веке подтверждается находками конца 20-го века. Чашка, на которой имеется надпись на греческом языке эвбейским шрифтом "Я - чашка Нестора", может быть надежно датирована до 700 года до н. э. Она была найдена на острове Питекусай (Искья) в Неаполитанском заливе. Зарубежные проекты Ранняя заморская деятельность эвбеян уже была отмечена в связи с открытиями в Лефканди. Они были главными действующими лицами в более или менее организованном - или, во всяком случае, запомнившемся и записанном - процессе греческого заморского поселения, известном под названием колонизация. (Эвбейский приоритет можно считать абсолютно определенным, потому что археология поддерживает литературную традицию римского историка Ливи и других: Эвбейская керамика была найдена как в Питекаусае на западе, так и в турецком городище Аль-Мина на востоке). Этот более организованный этап начался в Италии около 750 г. и на Сицилии в 734 г. до н. э.; его эпизоды запомнились, возможно, в письменной форме, самими колониями. Слово "организованный" необходимо подчеркнуть, потому что различные соображения заставляют отложить начало греческой колонизации на более поздний срок. Во-первых, из археологических находок, например, материала Лефканди, и других новых свидетельств ясно, что греки уже до 750 или 734 года противостояли и обменивались товарами с жителями Италии и Сицилии. Во-вторых, Фукидид говорит, что Афины темного века посылали колонии в Ионию, и археология это подтверждает - как бы то ни было, одна скидка за пропагандистское преувеличение императорскими Афинами Фукидида о его доисторической колонизаторской роли. Однако после основания Кумы (материкового итальянского отрога островного поселения Питекусай) около 750 г. до н. э. и сицилийских Наксосов и Сиракуз в 734 г. и 733 г. до н. э., соответственно, произошел взрыв колоний во всех точках компаса. Единственными исключениями были те районы, такие как фараонский Египет или внутренняя Анатолия, где жители были слишком воинственно и политически развиты, чтобы их можно было легко захватить. Можно спросить, почему греки внезапно начали осуществлять эти зарубежные проекты. Похоже, что мотивирующими силами были коммерческие интересы, жадность и чистое любопытство. Старая точка зрения, согласно которой Архаичная Греция экспортировала излишки своего населения из-за неконтролируемого роста населения, должна рассматриваться как в значительной степени дискредитированная. Прежде всего, самые ранние хорошо документированные колониальные операции были мелкомасштабными, слишком мелкими, чтобы существенно повлиять на положение посылающей общины ("метрополии", или "родного города"). Это, безусловно, относится к колонизации Кирины в Северной Африке с острова Фера (Санторин); на этом месте надпись подтверждает классический рассказ греческого историка V века Геродота. Во-вторых, население не было неконтролируемым в принципе: были доступны такие искусственные средства, как детоубийство, не говоря уже о более современных методах, таких как контрацепция. Подобные соображения значительно снижают доказательную ценность открытий, устанавливающих, например, что количество могил в Аттике и Арголиде (район вокруг Аргоса) резко возросло в поздний темный век или что в Аттике VIII века была сильная засуха (т. е. признанный подтекст ряда высохших колодцев на Афинской агоре, или в гражданском центре). На самом деле, ни одно из объяснений колонизаторской активности не является правдоподобным. Политические трудности на родине иногда могут быть фактором, как, например, в Спарте, которая в VIII веке отправила колонию в Тарас (Тарентум) в Италии, чтобы избавиться от нежелательной группы полукасты. Нельзя также исключить и простое стремление к волнению и желание увидеть мир. Лирические стихи энергичного и сильного поэта Архилоха, парянина VII века, участвовавшего в колонизации Тасоса, показывают, какой живой человек может быть вовлечен в колонизаторское движение. До сих пор смутный термин "община" использовался для обозначения мест, которые посылали колонии. Такая расплывчатость исторически уместна, потому что сами эти места вряд ли были объединены как единое целое, например, город или полис. Например, любопытно, что Коринф, который в 733 году колонизировал Сиракузы на Сицилии, сам по себе едва ли был надлежащим образом образованным полисом в 733 году. (Формирование Коринфа как единого целого должно быть положено во второй половине VIII века, с точностью до колонизации Сиракуз как первого коллективного акта)