В “чужих странах "Патрик Макгиннесс в своих воспоминаниях о бельгийском детстве пишет:" Иногда мне кажется, что это прошлое становится все хуже, что оно поднимается во мне, как сырость, ползущая по стене.” В 2014 году можно было бы сказать, что наша коллективная культура насыщается “этим прошлым бизнесом”. Юбилейные мероприятия и торжества громоздятся друг на друга, и организаторы фестивалей, художники, средства массовой информации и ученые делают культурный капитал из этой возможности.
4 мая BBC Radio 3 транслирует радиопостановку, основанную на сценарии Дилана Томаса "пляж Фалеса", который сам по себе является версией новеллы Роберта Луиса Стивенсона о колониальной торговле, любви и природе зла, действие которой происходит в южных морях. А Би-би-си Уэльс только что транслировала в Нью-Йорке поэта, телевизионный фильм с участием Тома Холландера в роли Дилана Томаса.
Томас родился в 1914 году, всего через несколько месяцев после начала Первой мировой войны, которая, в свою очередь, привлекает к себе самое пристальное внимание. Пляж Фалеса является частью празднования 100-летия Томаса, которое также отмечается ежегодным фестивалем Dylan Thomas 100 и Столетней конференцией в Университете Суонси.
Между тем 23 апреля исполнилось 450 лет со дня рождения Шекспира. Похоже, что существует своего рода юбилейная валюта, где 449-это не так уж много, но 1000-это лотерейный джекпот. Особенно ценна сотня, достаточно далекая, чтобы просто выскользнуть из живой памяти, но не настолько далекая, чтобы быть размытой временем и сопутствующим ему чувством утраты. Нам не придется долго ждать, прежде чем мы увидим, как выглядит еще один юбилей Шекспира, поскольку 400-летие его смерти приближается в 2016 году, всего за пару месяцев до 100-летия начала битвы на Сомме.
Все знают Дилана Томаса, но он широко известен, как и Сильвия Плат, скорее своей жизнью, чем своей работой. Он умер молодым (признак истинного художника-романтика) и имеет преувеличенную репутацию пьяницы и изгоя. Для некоторых он больше всего ассоциируется с радиопередачей Under Milk Wood, в которой Ричард Бертон возглавлял актерский состав голосов.
Позже Бертон приобрел права на сценарий фильма Томаса "пляж Фалеса", за который студия Гейнсборо заплатила Томасу 700 фунтов стерлингов в конце 1940-х гг. Как всегда, это скорее ухудшило, чем улучшило финансы Томаса. Несмотря на интерес Бертона, сценарий до сих пор не был реализован в спектакле, хотя он вдохновил валлийского композитора Алуна Ходдинотта написать оперу по рассказу Стивенсона в 1974 году.
Возможно, следует ожидать, что средства массовой информации должны максимизировать сенсацию. Но заявление Daily Mail в январе о том, что это был, как говорится, “давно потерянный” сценарий, поднимает интересный вопрос о разнице между потерей и пренебрежением. В конце концов, сценарий был опубликован Джонатаном кейпом в 1964 году, и его легко можно купить подержанным. Есть много материала Томаса, который по-прежнему трудно найти, в том числе его важнейшие стихи (хотя новое издание стихов Джона Гудби, которое выйдет позже в этом году, сделает многое, чтобы исправить это).
Пренебрежение может привести к тому же результату, что и потеря, но важно другое, потому что оно позволяет восстанавливаться. В этом свете стоит рассмотреть и другие, менее заметные юбилеи этого года.
Эдит Ситвелл, например, подруга Дилана Томаса, умерла 50 лет назад. В Скарборо, городе, где она родилась, проходит фестиваль, посвященный этой годовщине, и это ценное начало для переориентации внимания на другого великого и довольно заброшенного поэта, но он действительно чувствует себя затмеваемым мощью больших пушечных юбилеев.
Возможно, 50-это недостаточная валюта, она слишком свежа и недостаточно размыта, чтобы мы хотели попытаться поймать песок, проходящий через наши пальцы. А может быть, все дело в силе репутации, которая требует критической массы осознания. А что будет в этом году к 75-летию начала Второй мировой войны в сентябре? Будет ли битва за внимание между годовщинами войны?
Как вы могли бы начать передавать молодым поколениям, насколько знаменитым был Ричард Бертон в своей жизни? Вам придется играть в эту игру, где вы скручиваете целую группу разных известных современных имен вместе, составляя компендиум их самых возмутительно громких граней.” Все твердое тает в воздухе", - писал Маркс в другом контексте. Слава и репутация даже не являются прочными с самого начала, так что какие шансы у них есть?