Всем здравствуйте. Эта простая схема для зарядки автомобильных аккумуляторов особенно интересна своей работой, которую можно представить аналогично тому, как это работает с регулятором генератора переменного тока, установленным на автомобилях, и фактически может заряжать аккумулятор при выбранном напряжении (обычно 13,8 В) и впоследствии поддерживать его постоянно без превышения перезарядки.
Использование не ограничивается только зарядкой аккумулятора для автомобиля, фактически предполагается, что мы можем питать радиостанцию буферной батареей вместо традиционного стабилизированного источника питания, непосредственным преимуществом является большая сила тока. Эта схема будет заряжать батарею и поддерживать напряжение 13,8В, компенсируя разрядку, временное падение напряжения следует считать нормальным, когда работает передающее устройство, требующее большого тока потребления.
Работа устройства.
Регулировочным потенциометром надо отрегулировать так, чтобы иметь выходное напряжение на подключенной батареей, приблизительно 13,8В, что соответствует напряжению завершению зарядки. Схема поддерживает два этапа работы: один — это зарядка и поддержка батареи в заряженном состоянии. Напряжение свинцово-кислотной батареи в разряженном состоянии составляет около 12,0В и около 12,6 В (номинальное) в заряженном.
Напряжение зарядки должно быть на 10% выше номинального напряжения. При подключении батареи к устройству, регулируемой на 13,8 В, получается цикл тока, который образует падение напряжения на D2 и R1, что вызывает открывание тиристора. В этом случае (открытие тиристора) выпрямитель будет напрямую подключен к аккумулятору, и зарядный ток будет максимальным, который зарядное устройство аккумулятора может обеспечить в соответствии с его емкостью.
Поскольку напряжение питания пульсирующее, тиристор открывается на каждой полуволне для повторного запуска, при необходимости, до следующей полуволны (электролитический конденсатор С1 емкостью 1000мФ служит только для сглаживания напряжения, которое питает регулятор 7912, и отделен от зарядки диодом D2). Когда напряжение на батарее достигнет значения настройки стабилизатора 7912, то есть около 13,8 В, ток, протекающий через R1 и D2, вызовет малое падение напряжения, чтобы запустить тиристор, который останется открытым, чтобы поддерживать тока подзарядки, достаточного для компенсации естественного саморазряда.
Предположим теперь, что при подключении нагрузки к аккумулятору, как следствие, приведет к падению напряжения, схема немедленно включится, повторно открыв тиристор и, таким образом, восстановив зарядку аккумулятора. С таким циклом схема может работать без ограничений по времени (ведя себя так же, как генератор, установленный на автомобиле), даже если рекомендуется время от времени выключать его, если только на короткое время, чтобы дать батарее «отдохнуть» (как это происходит на «автотранспортное средство).
Компоненты могут быть установлены на печатной плате. Выпрямительный мост требует хорошего охлаждения, тиристор также нуждается в радиаторе, но, поскольку ток импульсный, перегрев не очень высокий. Трансформатор питания мощностью порядка 100вт при напряжении 14-16В. Диод D4, рекомендуется, но не обязательный, имеет единственное назначение это защита от неправильного подключения полярности к батарее, в этом случае предохранитель F2 перегорает. Диод можно выбрать с током 15А и обратном напряжении порядка 50 вольт.
Настройка.
Подключите устройство к батарее, соблюдая полярность. Установить вольтметр на клеммы аккумулятора, чтобы измерить напряжение во время зарядки. Не забываем подключить амперметр (около 10 ампер) в точке, указанной на схеме. Включаем зарядное устройство и считываем показания на подключенных приборах. По окончанию зарядки, что соответствует значительному уменьшению тока на амперметре (это может занять несколько часов). Но для более быстрой настройки можно подключить заведомо заряженный аккумулятор. Если на этом этапе напряжение превышает 14В, регулировкой потенциометра, добиваемся требуемого значения, чтобы получить на вольтметре конечное напряжение около 13,7-13,8 Вольт. Всем спасибо за внимание.