Картина «войны будущего» на протяжении уже тридцати пяти лет, начиная со времени выхода на экраны первого «Терминатора», рисуется одними и теми же красками: антропоморфные или не очень роботы идут и летят на человеческого противника, сминая на своём пути непрочные биологические заслоны. Итоговая картинка обычно тоже безрадостна: технологически развитый, роботизированный противник запирает людей в какой-то «последней крепости» наподобие города Зиона из последней части «Матрицы», после чего уничтожает остатки человеческого сопротивления.
Современная война по-прежнему ведётся людьми и против людей при достаточно скромном участии разумных или хотя бы «умных» боевых машин. Почему это происходит? Попробуем наглядно объяснить, где лежит «кощеева игла» несовершенства роботизированных солдат.
От войны моторов к войне разумов
Вторую мировую войну и предшествующие ей два десятилетия не без причины называли войной моторов. За два межвоенных десятилетия 1920–1930-х годов армии стран мира изменились больше, чем за полвека до этого. Если Первая мировая война ещё во многом была войной пехоты, то Вторую мировую уже невозможно себе представить без танков и самолётов, авианосцев и первых ракет.
Мобильная энергия изменила рисунок войны, превратив медленное передвижение пехоты и гужевого транспорта в стремительные наступления танковых клиньев и полёты самолётных эскадрилий, рейды подводных лодок и удары авианосных групп.
До сих пор мы живём именно в такой логике войны, опираясь на оперативно-тактические и стратегические наработки более чем полувековой давности.
Слабым звеном в ней оказался сам человек, который находится на поле боя в окружении этого смертоносного металла, заряженного чудовищной энергией. За последние десятилетия большинство развитых стран потеряло возможность воевать без оглядки на человеческие потери, хотя бы исходя из собственной демографической динамики. Ещё одним фактором стала высокая стоимость человека с ружьём, когда простейшую винтовку Мосина сменило современное вооружение.
Согласно исследованию корпорации RAND, опубликованному в 2018 году, стоимость полного цикла обучения одного пилота для военного транспортного самолёта С-17 Globemaster – около 1,1 млн долларов США, а пилота истребителей пятого поколения, таких как F-22 и F-35, – более 10 млн долларов.