Найти тему

ЧТО БЫЛО, ТО ПРОШЛО…

Дорогие друзья, благодарю всех, кто следит за моими заметками, и приветствую тех, кто случайно зашёл на мой канал.

В настоящее время – время высоких технологий, познания тайн мироздания и самой сущности человека мы всё чаще стали интересоваться историей своего рода, чтобы понять самих себя и осознать кровные узы, связывающие наше прошлое, настоящее и будущее. В этом ракурсе представлены на суд читателя отрывки из моей книги, в которой собран материал, касающийся моей малой родины – села Великопетровка Карталинского района Челябинской области и, в частности, семейного древа Чучиных – Сибирчиковых. Материал для книги собирался на протяжении длительного времени буквально по крупицам: скупые архивные материалы, рассказы старожилов, изучение семейных традиций и быта семьи Чучиных и Сибирчиковых, а равно их односельчан, сохранившиеся фотографии и памятные с детства места.

Продолжаем, ЧАСТЬ 6

Село быстро разрасталось. Этому благоприятствовали хорошие природные условия: богатый сосновый бор, многоводная река, плодородные земли, заливные луга. За селом тянулись поля, засеянные пшеницей, кукурузой и подсолнечником. За рекой – фермы, свинарники, телятник. Стоишь, смотришь на село, и невольно приходит на ум вопрос: зачем надо было все разрушать? До революции 1917 года односельчане занимались массовым разведением арбузов, а сейчас редко кто вспомнит, что бахчеводство было в то время типичным и массовым явлением. Арбузы выращивали в "Карпуках"- место в сторону с. Солнце или ошибаюсь. Отец однажды приносил маленькие, полосатые солёные арбузы прямо из бочки и говорил, что его угостил "годок". Кто угостил не помню, а вкус солёных арбузов помню. Пикантно. Да, и сейчас в селе в некоторых огородах можно встретить арбузы. Одно время, лет 10 назад мама тоже любила их выращивать.

Ручеек у овчарни
Ручеек у овчарни

Если зайдём ещё раньше, то в 1896 года станица Великопетровская славилась следующими промыслами: смолокуренным, выжиганием угля, гашением извести, кузнечным, добычей вольфрамовой руды. Доходы данных промыслов составляли около 7 000 рублей в год. На заимке в бору жила семья Комлевых, которая шила сбруи для лошадей, гнала дёготь, катала пимы и выжигала уголь. Свой товар они увозили для продажи на ярмарку в Троицк. Это место до сих пор называют "Комлевы кубы". Были развиты и другие промыслы: столярный, выделка овчины, слесарный, портняжный, дегтярный, пуховязальный и добыча золота открытым способом. По видам ремесел сохранились названия мест, по которым до сих пор ориентируются на местности жители: «Зубков колок», «Клементьев колодец», «Конеферма», «Мордовкины кубы», «Шеелит». Так и говорят: «Пойду за вишней в первый колок» или «У паровой мельнице, наверное, грибочки подросли», «На овчарне в этом году подосиновики не уродились» или «На девятой версте шалфей созрел» и т.д.

До 1941 года на заимке «Шеелит», (в народе называют «Шевелит», добывали вольфрамовую руду. Лёля – Голубева Анна Евгеньевна (1925г.р.) вспоминает: «На заимке жило несколько семей, там и работали. Добывали белый камень руду. Я в шахте работала помощницей проходчика, вбивала колья в землю. Руду возили в телегах на лошадях к реке Тогузак. Тележки открывались снизу. Там руду дробили, промывали водой и увозили в Челябу. Дом тятя сам строил. Небольшой трактор с колесами «Фордзон» земляные пласты выворачивал. Из этих пластов стены дома делал. Пол был земляной. Глину с кизяком мешали и пол ровняли. Крыша из берёзовых стволов была. В такой избе и жили. Потом, тятя пошёл работать в лесничество, и построил деревянный дом. Началась война – все мужики ушли на фронт. А бабы с детьми разбежались по родственникам кто в село, кто уехал совсем из села. Так производство и закрылось».

Дорогие друзья, за эту неделю получила много интересных просьб, благодарностей и советом. Спасибо Вам огромное. И одну просьбу выполняю. С сегодняшнего дня заметки буду дробить. Читайте с удовольствием!