Дорогие подписчики, поздравляем вас с Днём Победы!
Небесная линия Петербурга, которую мы знаем, могла бы быть совсем другой, если бы в 1941 году ленинградским архитекторам не удалось переспорить радикально настроенных военных. Последние предлагали взорвать высотные доминанты города, чтобы те не стали ориентирами для немецких бомбардировщиков, атакующих город. Какое решение предложили архитекторы?
Еще летом 1940 года в Архитектурно-планировочное управление Ленинграда (АПУ) поступило распоряжение - разработать проект генеральной схемы маскировки стратегических, промышленных и оборонных объектов. Именно этот проект и стал главным аргументом в споре военных и архитекторов.
Как защищали памятники?
1. Многотонный памятник Александру III скульптора Паоло Трубецкого, защищенный песчаной насыпью и накатом из бревен, выдержал прямое попадание в него фугасной бомбы.
2. Знаменитые скульптуры Летнего сада, вздыбленные кони с Аничкова моста скульптора Петра Клодта были обёрнуты тканью и зарыты под землю до окончания войны. Так делали со всеми памятниками, которые можно было снять с пьедестала.
3. Самые ценные городские монументы, такие как памятники Петру I на Сенатской площади, Николаю I на Исаакиевской площади, Ленину у Финляндского вокзала, знаменитые египетские сфинксы на Университетской набережной и многие другие, были укрыты несколькими рядами мешков с песком и фанерными щитами.
4. Сложнее всего было маскировать вертикальные доминанты города: купола и шпили соборов выдавали себя ярким блеском позолоты. Чтобы скрыть их от врага, сияющие элементы покрывали серой краской, под цвет пасмурного ленинградского неба. После освобождения города смыть краску планировалось специальными химикатами, безопасными для позолоты. Но для иглы Адмиралтейства этот способ не подходил. Она была не просто позолочена, а покрыта очень тонким листовым золотом, краска могла навсегда погубить его блеск. Выход нашелся - менее чем за сутки был изготовлен огромный чехол, весом в полтонны. Он укрыл знаменитую “иглу” от немцев, и позволил сохранить ее в первозданном виде.
5. Купол Инженерного замка, Крестовоздвиженскую церковь также накрывали мешками из парусины.
6. Операцией повышенной сложности стала маскировка шпиля Петропавловского собора. Чтобы спрятать фигурку ангела альпинистам. Леониду Жуковскому и Михаилу Боброву пришлось бы забраться к ней по 20-метровой ветхой лестнице. Решением стало кольцо с тросом, при помощи которого на самый верх поднимались и рабочие, и материалы для маскировки шпиля.
Одновременно с этим намеренно незащищенными и открытыми для города были оставлены памятники выдающимся русским полководцам: Суворову, Кутузову и Барклаю де Толли. Образы героев прошлого должны были вдохновлять ленинградцев на борьбу с врагом.
Вам будет интересно прочитать:
Восстановленные города после войны
Судьба памятника Александра III во время и после войны
Без шпилей, куполов и колокольного звона: как в войну спасали храмы Петербурга?
Подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе новостей о том, как восстанавливаются утраченные памятники архитектуры в Санкт-Петербурге!