Найти тему
MAD TOSBY

Разбираемся в искусстве: фильм «Офицер и шпион» и зашифрованные внутри картины

Фото — скриншот
Фото — скриншот

Про­дол­жа­ем ана­лизи­ровать филь­мы ушед­ше­го го­да на на­личие в них ал­лю­зий на изоб­ра­зитель­ное ис­кусс­тво. В фо­кусе — Ро­ман По­лан­ски, его «Офи­цер и шпи­он» и изоб­ра­зитель­ное ис­кусс­тво кон­ца XIX ве­ка

Про сам фильм мож­но про­чи­тать в ре­цен­зии Ксе­нии Мас­ленни­ковой здесь.

Фильм-три­ум­фа­тор 76-ого Ве­неци­ан­ско­го ки­нофес­ти­валя «Офи­цер и шпи­он» (2019) бе­рёт за ос­но­ву ис­то­ричес­кое со­бытие кон­ца XIX сто­летия — скан­даль­ное де­ло Дрей­фу­са. По­вес­тво­вание ве­дёт­ся от ли­ца пол­ковни­ка Жор­жа Пи­кара (Жан Дю­жар­ден), за­метив­ше­го не­сос­ты­ков­ки и за­няв­ше­гося пов­торным рас­сле­дова­ни­ем. Пи­кару пред­сто­ит прой­ти все кру­ги бю­рок­ра­тичес­ко­го ада. Удас­тся ли ему пре­одо­леть воз­ни­ка­ющие на его пу­ти пре­пятс­твия? Фильм (да и са­ма ис­то­рия, ес­ли та­ковую пом­ни­те) под­ска­жет. Тра­дици­он­но нач­нём с са­мого оче­вид­но­го — с иден­тичных изоб­ра­жений, так как бук­валь­но с пер­вых ми­нут зри­тель стал­ки­ва­ет­ся с та­ким при­мером. От­кры­ва­ет фильм сце­на раз­жа­лова­ния Аль­фре­да Дрей­фу­са. Один из кад­ров прак­ти­чес­ки в зер­каль­ном от­ра­жении пов­то­ря­ет ил­люс­тра­цию Ан­ри Мей­ера на об­ложке ил­люс­три­рован­но­го при­ложе­ния к га­зете Le Petit Journal от 13 ян­ва­ря 1895 го­да (Рис. 1). Та­кой ход впол­не име­ет мес­то: Ро­ман По­лан­ски дав­но про­яв­лял ин­те­рес к те­ме де­ла Дрей­фу­са, а сле­дова­тель­но и изу­чил дос­та­точ­но ма­тери­алов о нём, в том чис­ле, что не ис­клю­чено, и пе­ри­оди­ку то­го вре­мени.

Тех­ни­ка вос­про­из­ве­дения фо­то­ил­люс­тра­ций в из­да­ни­ях ещё не бы­ла от­ла­жена в со­вер­шенс­тве, по­это­му ил­люс­тра­ции в га­зетах и жур­на­лах, на­печа­тан­ные пос­редс­твом от­тиска изоб­ра­жения, из­на­чаль­но соз­данно­го ру­кой ху­дож­ни­ка, бы­ли са­мым точ­ным и дос­то­вер­ным изоб­ра­зитель­ным ма­тери­алом. Ду­маю, что дан­ное изоб­ра­жение, рас­простра­нён­ное ог­ромным ти­ражом (на дан­ный мо­мент ти­раж га­зеты и при­ложе­ния к не­му сос­тавлял 1 000 000 эк­зем­пля­ров) и под­креп­лённое бес­пре­цеден­тной и скан­даль­ной ис­то­ри­ей, на­дол­го за­пом­ни­лось фран­цу­зам (а мо­жет быть, и не толь­ко им). И тут у нас с ва­ми скла­дыва­ет­ся ин­те­рес­ная це­поч­ка. Поч­ти сто двад­цать лет на­зад Ан­ри Май­ер сде­лал ил­люс­тра­цию ак­ту­аль­но­го тог­да со­бытия, а силь­но пос­ле, в 2019 го­ду, эта ил­люс­тра­ция пос­лу­жила опо­рой для ре­конс­трук­ции это­го са­мого со­бытия. Это и пос­та­нов­ка са­мой сце­ны раз­жа­лова­ния, и сво­еоб­разный ключ, свя­зыва­ющий со­бытия прош­ло­го и со­бытия, за­печат­лённые на плён­ку. Тем са­мым и дос­ти­га­ет­ся эф­фект ожив­шей ис­то­рии.

Рис. 1. Об­ложка ил­люс­три­рован­но­го при­ложе­ния к га­зете Le Petit Journal от 13 ян­ва­ря 1895 го­да; кадр из филь­ма «Офи­цер и шпи­он»
Рис. 1. Об­ложка ил­люс­три­рован­но­го при­ложе­ния к га­зете Le Petit Journal от 13 ян­ва­ря 1895 го­да; кадр из филь­ма «Офи­цер и шпи­он»

От про­дук­ции мас­со­вой пе­рей­дём к бо­лее уни­каль­ным ве­щам. Об­ра­тим­ся в сто­рону фран­цуз­ско­го им­прес­си­ониз­ма. Это нап­равле­ние про­тиво­пос­тавля­ет се­бя ака­деми­чес­кой жи­вопи­си, на­ходя­щей­ся в то вре­мя в при­ори­тете. Ус­тав от ака­деми­чес­кой иде­аль­ной и иде­али­зиро­ван­ной ре­аль­нос­ти, ху­дож­ни­ки идут ис­кать прав­ду в ре­аль­нос­ти нас­то­ящей, ца­рящей в Па­риже здесь и сей­час. Ес­ли пи­сать при­роду, то пи­сать ис­клю­читель­но на пле­нэре (то есть ког­да ху­дож­ник пи­шет кар­ти­ну или этю­ды пря­мо на мес­те, ча­ще на при­роде или в го­род­ской сре­де, а не по па­мяти) и не­дол­го, ибо при­рода из­менчи­ва, а это зна­чит, что кар­ти­на твоя неп­равди­ва. В ра­ботах этих ху­дож­ни­ков нет со­ци­аль­ной кри­тики и ана­лиза — прос­то за­печат­лённое мгно­вение жиз­ни. Та­кой прин­цип твор­чес­тва, обус­ловлен­ный пот­ребностью пе­редать си­юми­нут­ное сос­то­яние, спо­собс­тво­вал из­ме­нению тех­ни­ки жи­вопи­си. Кар­ти­ны ху­дож­ни­ков-им­прес­си­онис­тов от­ли­ча­ет быс­трое, эс­кизное пись­мо рель­еф­ны­ми маз­ка­ми.

Один из яр­ких пред­ста­вите­лей им­прес­си­ониз­ма Клод Мо­не (1840 — 1926) от­да­вал пред­почте­ние при­роде. Боль­шинс­тво его кар­тин — пей­за­жи и се­рии, пе­реда­ющие из­менчи­вое сос­то­яние при­роды (как се­рии «Сто­га се­на», «Ру­ан­ский со­бор») или сце­ны из пов­седнев­ной жиз­ни на при­роде. К пос­ледним от­но­сит­ся «Зав­трак на тра­ве» (1866), вли­яние ко­торо­го ощу­ща­ет­ся и в сце­не пик­ни­ка из филь­ма (Рис. 2). В ка­чес­тве при­мера взя­то умень­шен­ное пов­то­рение кар­ти­ны из соб­ра­ния ГМИИ им. А.С. Пуш­ки­на. Ори­гиналь­ное боль­ше­фор­матное по­лот­но бы­ло раз­ре­зано ху­дож­ни­ком на нес­коль­ко час­тей; две сох­ра­нив­ши­еся на дан­ный мо­мент на­ходят­ся в соб­ра­нии му­зея Ор­се во Фран­ции. Умень­шен­ная ко­пия кар­ти­ны впол­не мо­жет рас­смат­ри­вать­ся как за­кон­ченное про­из­ве­дение и слу­жить мак­си­маль­но близ­ким пред­став­ле­ни­ем об из­на­чаль­ном по­лот­не.

Ко­неч­но, вы мо­жете ска­зать, что де­ло толь­ко в том, что и там, и там зри­телю пред­став­лен зав­трак на лу­жай­ке сре­ди де­ревь­ев. Да, те­мати­чес­кое сходс­тво — это пер­вое и по­нача­лу единс­твен­ное, что бро­са­ет­ся в гла­за. Но, на мой взгляд, важ­нее об­ра­тить вни­мание на дру­гое — на то, как соз­да­ёт­ся в кар­ти­не нас­тро­ение. В обе­их сце­нах зри­тель чувс­тву­ет лёг­кость и сол­нечное те­ло. Ощу­щение это выз­ва­но осо­быми ме­тода­ми в пе­реда­че све­товоз­душной сре­ды. Ху­дож­ник мо­дели­ру­ет мер­ца­ющие сквозь лис­тву сол­нечные лу­чи пос­редс­твом близ­ко рас­по­ложен­ных мел­ких рель­еф­ных маз­ков раз­ных от­тенков. Ана­логич­но­го эф­фекта до­бива­ют­ся и ки­нема­тог­ра­фис­ты, по­доб­рав вер­но ло­кацию и вре­мя съ­ём­ки, выс­та­вив по нуж­ной схе­ме свет и, не ис­клю­чено, поп­ра­вив что-то на ста­дии пост­про­дак­ше­на. Так сце­на в кар­ти­не и сце­на в филь­ме и при­об­ре­та­ют при­ят­ную ка­мер­ную ат­мосфе­ру свет­ско­го раз­го­вора на от­ды­хе.

Рис. 2. Клод Мо­не «Зав­трак на тра­ве» (1866); кадр из филь­ма «Офи­цер и шпи­он»
Рис. 2. Клод Мо­не «Зав­трак на тра­ве» (1866); кадр из филь­ма «Офи­цер и шпи­он»

Из мест свет­лых пе­рене­сём­ся в мес­та бо­лее мрач­ные. Об­ра­тим­ся к сце­не зна­комс­тва Жор­жа Пи­кара со шта­том Вто­рого бю­ро (ор­ган во­ен­ной раз­ведки Фран­ции с 1871 по 1940 го­ды — прим. ав­то­ра). В од­ной из ком­нат за­седа­ет ком­па­ния ку­риль­щи­ков, иг­ра­ющих в кар­ты. На мой взгляд, здесь не­об­хо­димо вспом­нить дру­гого ху­дож­ни­ка, на этот раз пос­тим­прес­си­онис­та, — По­ля Се­зан­на (1839 — 1906), а так­же се­рию его кар­тин под наз­ва­ни­ем «Иг­ро­ки в кар­ты» (Рис. 3). Пос­тим­прес­си­онизм пред­став­ля­ет со­бой нап­равле­ние, в рам­ках ко­торо­го при­нято объ­еди­нять раз­ных по жи­вопис­ной ма­нере ху­дож­ни­ков, от­талки­ва­ющих­ся от ис­кусс­тва им­прес­си­онис­тов, но не име­ющих с ни­ми об­щих черт. Так, нап­ри­мер, ес­ли у Мо­не ге­рои кар­ти­ны — яв­но пред­ста­вите­ли сред­не­го клас­са, то Се­занн вы­бира­ет класс по­ниже: ху­дож­ник пре­зирал или де­лал вид, что пре­зирал бу­ружуа (под­робнее — у М.Ю. Гер­ма­на «Им­прес­си­онизм. Ос­но­вопо­лож­ни­ки и пос­ле­дова­тели»). По­лицей­ские аген­ты, ко­ими и яв­ля­ют­ся лю­бите­ли пе­реки­нуть­ся в кар­тишки из филь­ма, впол­не мог­ли бы стать ге­ро­ями кар­тин Се­зан­на. Но не толь­ко в ге­ро­ях сходс­тво.

Опять же, мы ви­дим плюс-ми­нус схо­жую ком­по­зицию — вок­руг сто­ла соб­ра­лась ку­рящая ком­па­ния, иг­ра­ющая в кар­ты. Как и в слу­чае с Мо­не, ма­ло прос­то ско­пиро­вать или сде­лать по­хожую по те­ме или фор­ме сце­ну, как, нап­ри­мер в «Иг­ро­ках в кар­ты» из кол­лекции Мет­ро­поли­тен-му­зея (1890 — 1892). Важ­но на­пол­нить её со­от­ветс­тву­ющей ат­мосфе­рой, что­бы зри­тель мог пог­ру­зить­ся в про­ис­хо­дящее со­бытие. Ес­ли в «Зав­тра­ке на тра­ве» глав­ную роль иг­рал свет, то в «Иг­ро­ках в кар­ты» из соб­ра­ния Му­зея Ор­се (1890 — 1895) важ­на ме­нее ра­дуж­ная па­лит­ра цве­та. Для Се­зан­на он был пер­восте­пен­ным эле­мен­том, с по­мощью цве­товых пя­тен ху­дож­ник ле­пит фор­му и прос­транс­тво. Че­рез то­новое еди­нение тёп­лых ох­ристых то­нов он изоб­ра­жа­ет нам не очень при­ят­ную об­ста­нов­ку, в ко­торой на­ходят­ся низ­шие клас­сы об­щес­тва. В филь­ме ра­бота­ет тот же са­мый при­ём. Ком­на­туш­ка, в ко­торой си­дят ос­ве­доми­тели, хоть и име­ет ок­но, но све­та оно да­ёт ма­ло — ца­рит по­лум­рак. По­лицей­ские аген­ты бук­валь­но сли­ва­ют­ся со сте­нами; от­чётли­во вы­деля­ют­ся лишь ли­ца да уга­дыва­ют­ся си­лу­эты пер­со­нажей. Соз­да­ёт­ся нес­коль­ко гне­тущая ат­мосфе­ра по­тёмок, про­дик­то­ван­ная как са­мим про­цес­сом ожи­дания оче­ред­но­го за­дания, так и ха­рак­те­рис­ти­кой оби­тате­лей ком­на­ты.

Рис. 3. Поль Се­занн «Иг­ро­ки в кар­ты» (1890 — 1892); кадр из филь­ма «Офи­цер и шпи­он»; Поль Се­занн «Иг­ро­ки в кар­ты» (1890 — 1895)
Рис. 3. Поль Се­занн «Иг­ро­ки в кар­ты» (1890 — 1892); кадр из филь­ма «Офи­цер и шпи­он»; Поль Се­занн «Иг­ро­ки в кар­ты» (1890 — 1895)

Под­ве­дём итог. Рас­смот­ренные в этом тек­сте при­меры от­но­сят­ся к раз­ным ти­пам и нап­равле­ни­ям изоб­ра­зитель­но­го ис­кусс­тва, и каж­дый из них от­ра­жа­ет тот или иной ас­пект жиз­ни эпо­хи, со­от­ветс­тву­ющей дей­ствию филь­ма. Ил­люс­тра­ция из пе­ри­оди­ки — сен­са­ци­он­ные со­бытия об­щес­твен­ной жиз­ни, «Зав­трак на тра­ве» Кло­да Мо­не — неп­ри­нуж­дённый до­суг сред­не­го клас­са, жи­вопись По­ля Се­зан­на — су­ровый быт клас­са низ­ше­го. Та­ким об­ра­зом, об­ра­ща­ясь к жи­вопи­си (осоз­нанно или нет), целью ко­торой бы­ло мак­си­маль­ное стрем­ле­ние к пе­реда­че ми­ра, се­год­няшние ки­нема­тог­ра­фис­ты вос­созда­ют ре­алии, в ко­торых жи­ли упо­мяну­тые мной ху­дож­ни­ки, а со­от­ветс­твен­но, и ге­рои филь­ма.

Изоб­ра­жения: скрин­шо­ты ука­зан­ных филь­мов, Bibliothèque nationale de France, Ви­кипе­дия