Твит рецензия: Здесь и сейчас — это прекрасный жанр для документалистики, но самолюбования нужно избегать
Сюжет: 38-летняя Зо, в прошлом профессиональная футболистка, теперь моет машины. Вместе с ней мы движемся сквозь плотное пространство ее жизни: от разбитой алкоголем семьи, которую она пытается спасти, в Луганск, где она со своими давними футбольными подружками сыграет последний матч, в Киев, где она окажется в эпицентре фанатского движения.
Я рад видеть попытки украинских кино-студентов запечатлеть современность, рассказать простые истории. Валентин Васянович со своими «Сумерками» показал умение снимать интересно, ярко даже про очень сложные темы. Вот и фильм Алисы Коваленко давал много обещаний, готовил к яркой и не простой истории.
Как обычно все пошло не так…
Совершенно понятно, что после журналистики уйти в кинематографисты и имея перед собой яркого персонажа (сестру), стало бы преступлением не рассказать ее историю. Коваленко очень смело взяла камеру и начала снимать про вроде бы безнадежный мир. Здесь можно было бы развернуться, уйти в полную чернуху, но автор выбрал другой путь. Этот путь может напоминать работы Майкла Мура, бегающего по банкам с мешком для денег, но выглядит насмешкой, как звонок Никиты Михалкова в милицию.
Очередной пример, когда тема преобладала над возможностями. Путь из грязи в князи и повторный круговорот – благородные темы, но к ней нужно подходить смело, взвешенно, а также, обладая умениями. В работе Коваленко ощущается, что каждый шаг – открытие нового, по кадрам видно, как группа учится и это происходит очень быстро.
Еще меня раздражает некая форма вуайеризма Алисы Коваленко. Ладно, не было возможности избежать некоторых разговор героя с режиссером, но некоторые кадры излишни. Самолюбование плохо влияет на восприятие.
Фильм нужно хвалить по одной только причине — он изменил судьбу героини, отправил её в более светлый мир. С другой стороны, можно спросить автора, а почему это сделалось только с камерой? Подталкивать героя можно, но заставлять его следовать сценарию? Наверное, я много чего не понимаю.
Алиса Коваленко и Любовь Дуракова сняли смелую работу, в которой не хватило знаний, понимания и отстраненности. Мог быть шедевр о сильном человеке, а так получили смесь амбиций и желания помочь. Пожелаю команде работать дальше, за этот проект они научились многому, и следующая работа будет такой, когда совпадут желания, возможности и амбиции.