В этой подборке мои личные фавориты. Буду рада, если дополните список своими.
«Летят журавли», 1957
Михаил Калатозов
В центре сюжета история любви Белки и Бориса, начинающаяся свежим летним утром в Москве, утром 22 июня 1941 года...
«Летят журавли» — уникальный проект: это история о войне без самой войны, которая, несмотря на это, звучит убедительнее многих рассказов, использующих кровавые зарисовки с поля брани. А мораль, заключённая в финальной фразе, подтверждает, что это великое кино:
Пройдет время, люди отстроят города, деревни. Зарубцуются наши раны, но никогда не угаснет лютая ненависть к войне. Мы победили и остались жить не во имя разрушений, а во имя созидания новой жизни!.
«Восхождение», 1976
Лариса Шепитько
42-й год. Беларусь. Офицер и солдат партизанского отряда отправляются на поиски провизии. Очень скоро они вместе с другими жителями деревни, где были обнаружены, попадут в руки фашистских карателей. Страх перед болью и близящейся смертью загоняет в угол, заставляя вести диалоги с собственной совестью, — не всем из них удасться совладать с малодушием.
«Восхождение» — страшное и глубокое кино о роли человека в безумном смертельном танце войны, о выборе, который совершают люди, о подвиге сердца, борьбе духа. Это кино актуально и вне контекста. Оно о каждом из нас.
«Иди и смотри», 1985
Элем Климов
А этот фильм супруга Ларисы Шепитько вряд ли нуждается в особом представлении. Историю беларуского мальчишки Флеры, что вопреки воле матери отправляется на войну, невозможно забыть. Фильм гипнотизирует, оглушает, обездвиживает, порождая у зрителя жгучее желание отпрянуть, зажмуриться, но не оставляя на это ни единого шанса. Ты досмотришь до самого конца и, подобно главному герою, попавшему в сердце пылающего Ада, возненавидишь войну и фашизм всем существом.
Когда Он снял четвёртую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть».
«Иваново детство», 1962
Андрей Тарковский
Ивану было всего 12, когда фашисты убили его маму и сестрёнку. Отец парнишки погиб на фронте. Теперь он сирота, в его крови бурлит ненавистей, а сознание точит жажда возмездия. Мальчик отправляется на войну, где становится разведчиком: маленький, юркий — кажется, он неуловим...
Ценность и сила экранизации повести Богомолова не только в пронзительной иллюстрации сюжета о противоестественных событиях, при которых ребёнок становится солдатом, отвергая своё поруганное детство, но и в уникальной режиссуре Тарковского, пронизанной символизмом. Это первый большой фильм Андрея, но уже в нем видна его тяга к метафизике и исследованию личности человека. Вообще «Иваново детство» послужило прекрасным фундаментом для возведения последующих шедевров, укладывающих в одно кинематографическое исследование Тарковского.
Спасибо за внимание!
Если вам понравилась статья, то ставьте лайк и подписывайтесь.
Еще больше о кино — Cinemacountry и Instagram!