Аннотация
Цель исследования состояла в том, чтобы проверить гипотезу о том, что наличие гистосовместимых детей повышает риск развития ревматоидного артрита (РА) и системной красной волчанки (СКВ), возможно, за счет сохранения клеток плода, приобретенных во время беременности. Провели исследование типа «случай-контроль» с использованием данных из иммуногенетического исследования матери-ребенка. Вменили аллели лейкоцитарного антигена человека (HLA) и антигены минорной гистосовместимости (mHags). Создали переменную подверженности гистосовместимым детям. Оценили средний балл соответствия сходства последовательностей (SSM) для каждой матери на основе дискордантных аллелей мать-ребенок в качестве меры гистосовместимости. Использовали модели логистической регрессии для оценки отношения шансов (ОШ) и 95% доверительных интервалов. Всего 138 РА, 117 СКВ, и 913 контрольных матерей были проанализированы. Повышенный риск РА был связан с наличием у любого ребенка совместимого HLA-B (OR 1.9; 1.2–3.1), DPB1 (OR 1.8; 1.2–2.6) или DQB1 (OR 1.8; 1.2–2.7). Совместимость при Hag была связана со сниженным риском SLE среди матерей, несущих аллель рестрикции HLA B * 07: 02 (n = 262; OR 0,4; 0,2–0,8).
Результаты подтверждают гипотезу о том, что гистосовместимость мать-ребенок связана с риском развития РА и СКВ.
Введение
Ревматоидный артрит (РА) и системная красная волчанка (СКВ) являются двумя прототипами аутоиммунных состояний. Несмотря на различные клинические проявления, общей чертой является продукция В- и Т-клеточных ответов, направленных против аутоантигенов. Оба заболевания имеют тесную связь с аллелями лейкоцитарного антигена человека (HLA) и преимущественно поражают женщин. В РА соотношение женщин и мужчин составляет 3: 1 и 9: 1 в СКВ. Несоответствие между полами побудило исследовать различные специфические для женщин воздействия, в том числе связанные с беременностью, в качестве потенциальных этиологических факторов.
Влияние беременности на активность РА и СКВ хорошо документировано и подтверждает гипотезу о том, что иммунологические изменения во время беременности связаны с процессами заболевания РА и СКВ. Улучшение симптомов РА при беременности отмечалось десятилетиями. При СКВ, по сравнению с небеременными пациентами, беременные пациенты имеют более высокие показатели активности заболевания и испытывают больше вспышек. Риск РА увеличивается в течение первых 2 лет после рождения.
В отличие от РА, недавние роды связаны со снижением риска развития СКВ, продолжительностью до 10 лет. Несоответствие HLA было связано с улучшением симптомов РА в течение беременности и с отсроченным началом РА после беременности. Стойкий микрохимеризм плода чаще встречается у пациентов с РА и СКВ по сравнению с контрольной группой.
Одна из гипотез состоит в том, что сохранение эмбриональных клеток в организме матери может быть аналогом трансплантата, а его иммунологический эффект может быть опосредован HLA-связями между матерью и плодом.
Эффекты несоответствия HLA были тщательно исследованы в контексте трансплантации. Несоответствие HLA связано с повышенным риском заболевания трансплантат против хозяина (GVHD), как и несоответствие по малым антигенам гистосовместимости (Hags) среди HLA-совместимых доноров-реципиентов. Hag — это полиморфные пептиды, кодируемые генами за пределами области HLA, которые представлены HLA-ограниченным образом, что означает, что пептид связывается со специфическими молекулами HLA. Сходство между РТПХ и клиническими проявлениями некоторых аутоиммунных состояний привело к гипотезе о том, что несоответствие HLA матери и ребенка может способствовать процессам аутоиммунного заболевания у женщин.
Однако эти исследования были ограничены исследованием небольшого числа локусов HLA. Цель этого исследования состояла в том, чтобы исследовать связь между RA и SLE, и гистосовместимостью мать-ребенок в семи классических локусах HLA и шести HA-ограниченных Hags в когорте пар мать-ребенок.
Результаты
Случаи РА и СКВ были старше на момент опроса или извлечения электронной медицинской карты (ЭМИ) по сравнению с контрольной группой. В среднем, случаи РА были диагностированы в возрасте 39 лет, а случаи СКВ - в возрасте 42 лет. Случаи имели большее число живорождений по сравнению со средним числом среди контрольной группы.