В эпоху стриминговых сервисов рождается всё больше крутых фильмов, которые не показывают в кинотеатрах и не рекламируют из всех утюгов. Триллер «Платформа» от студии Netflix - один из таких.
Признаюсь, фильм оставил у меня немало вопросов и сомнений по поводу концовки, мотивации персонажей и сюжетных нестыковок. Но здесь я хочу обсудить, почему его всё же стоит посмотреть. Особенно, если вы любите аллегории на социальное неравенство и общество потребления.
Фильм испанского режиссёра Гальдера Гастелу-Уррутии критики называют одной из самых сильных антиутопий последних лет и даже "зеркалом нашего мира". Кстати, прошлой осенью он победил на фестивале в Торонто. Действительно, триллеров с таким количеством философских и религиозных метафор выходит не так много. Но особенно актуально "Платформа" выглядит на фоне пандемии и кризиса.
Главный герой просыпается в глубокой многоэтажной тюрьме, где камеры находятся одна над другой. В каждой - по два человека. Раз в день по сквозной шахте в центре спускается платформа, полная разных блюд. Верхние этажи наедаются до отвала, а до нижних доходит лишь пустая посуда. Но раз в месяц узников меняют местами.
Несмотря на фантастический сюжет, фильм буквально напичкан намёками на проблемы нашего социума. И вот какие я для себя выделил:
- личная и общая ответственность. Тема эгоизма, пожалуй, самая яркая в «Платформе». Обитатели верхних этажей хватают еду со стола без разбора, и часто - больше, чем нужно. Никто не заботится о том, чем будут питаться пленники снизу. Каждый думает лишь о себе.
В реальной жизни мы не раз были свидетелями такого подхода. Смёл с полок магазина всю гречку и туалетную бумагу? Выбросил на землю пакет или бутылку? И что - «все так делают»!
- проблема бедных и богатых. В тюрьме узники, живущие снизу, завидуют верхним и ненавидят их. Но когда сами оказываются на их месте, ведут себя точно так же, наплевав на остальных.
Интересно, а что будет, если в одночасье дать власть сегодняшним беднякам? Не станут ли они такими же алчными и жадными, как нынешние чиновники и олигархи?
- от природы не убежишь. Жестокость, с помощью которой пытаются спастись голодающие пленники, напоминает нам о первобытных инстинктах самосохранения. Окажись современный, сытый и одетый человек в экстремальных условиях, и выяснится, что он недалеко ушёл от диких зверей.
- в плену самоизоляции. В отличие от большинства узников тюрьмы, главный герой приходит туда добровольно - ради призового сертификата. Но даже месяц в четырёх стенах нарушает его психику и меняет сознание.
Конечно, условия коронавирусной самоизоляции с тюрьмой не сравнить. Но статистика уже показывает рост домашних конфликтов и психических расстройств. Так что, в такое время начинаешь особенно ценить даже обычные прогулки на свежем воздухе (не только до ближайшей аптеки).
- к справедливости через кровь. С одной стороны, "Платформа" вроде бы вскрывает проблемы капитализма, но с другой - показывает и утопичность коммунистической идеи. Попытки главного героя "уравнять всех" приводят к хаосу. И здесь возникает риторический вопрос - оправдана ли была эта жертвенность и не вернётся ли всё на круги своя?
В финале отмечу, что в фильме довольно много жестокости, а некоторые сцены могут и вовсе вызвать отвращение. Так что, особо впечатлительные - имейте ввиду. В целом - за полтора часа триллер вызовет немало противоречивых эмоций, но по-настоящему начнёт действовать лишь с началом финальных титров.
Кстати, вот несколько фильмов, на которые похожа «Платформа»:
- Высотка (2015)
- Сквозь снег (2013) - от режиссёра "Паразитов" Пона Чжун Хо
- Куб (1997)
* Ели вам понравился материал, ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал ;-) Спасибо за внимание!