Что делать, если банк заблокировал дистанционный доступ к счету во время пандемии
4 мая 20204 мая 2020
112
Банк России считает, что блокировка дистанционного доступа к банковскому счету возможна в тех случаях, когда это предусмотрено договором между кредитной организацией и клиентом. В частности Банк России рекомендует кредитным организациям в случае выявления сомнительных операций клиентов включать в договоры право отказывать в приеме от него распоряжения на проведение операции по банковскому счету (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи. При этом кредитным организациям рекомендуется принимать от таких клиентов только надлежащим образом оформленные расчетные документы на бумажном носителе. Это означает, что при блокировке дистанционного доступа к банковскому счету не происходит расторжения договора банковского счета, а также не происходит полноценного отказа в проведении операций. Предполагается, что платежи можно провести традиционным способом, то есть, явившись в банк и предоставив надлежащим образом оформленное платежное поручение (иной платежный документ). Нельзя не отметить, что ограничение дистанционного доступа к банковскому счету, скорее всего, свидетельствует о возможности применения к клиенту в последующем более серьезных мер воздействия.
Поскольку такая мера не предусмотрена законом, но применяется исключительно на уровне договорных отношений, то необходимо внимательно ознакомиться с документами, удостоверяющими эти самые отношения (договор банковского счета; внутренние банковские правила, к которым отсылает договор и т.д.).
Банк России рекомендует кредитным организациям возобновлять предоставление услуг дистанционного облуживания при условии:
- личного обращения в кредитную организацию физического лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа клиента;
- обновления сведений о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце,
- представления клиентом объяснений о причинах начала активного использования счета, подтверждаемых соответствующими договорами (контрактами) и (или) иными документами.
Но что же делать, если банк заблокировал дистанционный доступ к счету, а Вы в период пандемии находитесь дома на карантине? Как предоставить запрошенные банком документы для снятия блокировки со счета? Или совершить операцию при такой блокировке?
Если у Вас нет возможности, в связи с официальным карантином (за нарушение которого Вам грозит как минимум административная ответственность), явиться лично в банк. Вам необходимо связаться с представителями банка и объяснить сложившуюся ситуацию. Банк может пойти Вам на встречу, перечислив список документов, которые Вы должны предоставить для рассмотрения вопроса о снятии блокировки со счета в электронном виде, либо через официального представителя. Банк может запросить подтверждение того, что вы действительно сидите на карантине, поэтому Вы должны быть готовы представить соответствующий документ.
В сложившейся ситуации, официального алгоритма действий нет. ЦБ РФ опубликовал «Информационное письмо об особенностях реализации отдельных требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ» от 16.04.2020 № ИН – 014 – 012/68. В этом письме банкам рекомендуется продолжать обслуживание до 1 июля 2020 года клиентов в случае, если срок действия документа, удостоверяющего личность физического лица, являющегося клиентом, представителем клиента, выгодоприобретателем, бенефициарным владельцем, истек. Т.е. возможно, если блокировка счета произошла по причине того, что срок действия вашего паспорта истекает, а новый Вы пока оформить не можете, банк может пойти Вам на уступки и продолжить обслуживание. Но решение в этой ситуации все же остается за банком.
Некоторые клиенты, узнав, что дистанционный доступ к счету заблокирован, тот час инициируют судебные разбирательства. При составлении исковых требований необходимо понимать, что приостановление дистанционного доступа к счету не означает, что банк отказывает в проведении платежей (если, конечно, об отказе проведения платежей, банк не сообщил официально). У клиента сохраняется возможность проведения платежей при личной явке в кредитную организацию, то есть традиционным способом.
Так, если банк сначала запросил документы, обосновывающие характер провидимых клиентов операций, но ДБО (дистанционное банковское обслуживание) не приостанавливал, а клиент их не предоставил, в связи с чем банк в последующем ограничил ДБО, то в этом случае лучше выполнить требования банка в добровольном порядке и представить необходимые документы.
Если банк без какого-либо предупреждения ограничил ДБО, то тогда можно вступать в судебный спор. Ведь сам Банк России придерживается позиции, согласно которой кредитным организациям рекомендуется отказывать клиентам в приеме от них распоряжений на проведение операции по банковскому счету (вкладу), подписанных аналогом собственноручной подписи.
Если вы столкнулись с такой проблемой, в рамках применения банками антиотмывочного законодательства в России, мы проконсультируем Вас по данной проблеме и ответим на все ваши вопросы.
Банк России считает, что блокировка дистанционного доступа к банковскому счету возможна в тех случаях, когда это предусмотрено договором между кредитной организацией и клиентом. В частности Банк России рекомендует кредитным организациям в случае выявления сомнительных операций клиентов включать в договоры право отказывать в приеме от него распоряжения на проведение операции по банковскому счету (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи. При этом кредитным организациям рекомендуется принимать от таких клиентов только надлежащим образом оформленные расчетные документы на бумажном носителе. Это означает, что при блокировке дистанционного доступа к банковскому счету не происходит расторжения договора банковского счета, а также не происходит полноценного отказа в проведении операций. Предполагается, что платежи можно провести традиционным способом, то есть, явившись в банк и предоставив надлежащим образом оформленное платежное поручение (иной платежный документ). Нельзя не отметить, что ограничение дистанционного доступа к банковскому счету, скорее всего, свидетельствует о возможности применения к клиенту в последующем более серьезных мер воздействия.
Поскольку такая мера не предусмотрена законом, но применяется исключительно на уровне договорных отношений, то необходимо внимательно ознакомиться с документами, удостоверяющими эти самые отношения (договор банковского счета; внутренние банковские правила, к которым отсылает договор и т.д.).
Банк России рекомендует кредитным организациям возобновлять предоставление услуг дистанционного облуживания при условии:
- личного обращения в кредитную организацию физического лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа клиента;
- обновления сведений о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце,
- представления клиентом объяснений о причинах начала активного использования счета, подтверждаемых соответствующими договорами (контрактами) и (или) иными документами.
Но что же делать, если банк заблокировал дистанционный доступ к счету, а Вы в период пандемии находитесь дома на карантине? Как предоставить запрошенные банком документы для снятия блокировки со счета? Или совершить операцию при такой блокировке?
Если у Вас нет возможности, в связи с официальным карантином (за нарушение которого Вам грозит как минимум административная ответственность), явиться лично в банк. Вам необходимо связаться с представителями банка и объяснить сложившуюся ситуацию. Банк может пойти Вам на встречу, перечислив список документов, которые Вы должны предоставить для рассмотрения вопроса о снятии блокировки со счета в электронном виде, либо через официального представителя. Банк может запросить подтверждение того, что вы действительно сидите на карантине, поэтому Вы должны быть готовы представить соответствующий документ.
В сложившейся ситуации, официального алгоритма действий нет. ЦБ РФ опубликовал «Информационное письмо об особенностях реализации отдельных требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ» от 16.04.2020 № ИН – 014 – 012/68. В этом письме банкам рекомендуется продолжать обслуживание до 1 июля 2020 года клиентов в случае, если срок действия документа, удостоверяющего личность физического лица, являющегося клиентом, представителем клиента, выгодоприобретателем, бенефициарным владельцем, истек. Т.е. возможно, если блокировка счета произошла по причине того, что срок действия вашего паспорта истекает, а новый Вы пока оформить не можете, банк может пойти Вам на уступки и продолжить обслуживание. Но решение в этой ситуации все же остается за банком.
Некоторые клиенты, узнав, что дистанционный доступ к счету заблокирован, тот час инициируют судебные разбирательства. При составлении исковых требований необходимо понимать, что приостановление дистанционного доступа к счету не означает, что банк отказывает в проведении платежей (если, конечно, об отказе проведения платежей, банк не сообщил официально). У клиента сохраняется возможность проведения платежей при личной явке в кредитную организацию, то есть традиционным способом.
Так, если банк сначала запросил документы, обосновывающие характер провидимых клиентов операций, но ДБО (дистанционное банковское обслуживание) не приостанавливал, а клиент их не предоставил, в связи с чем банк в последующем ограничил ДБО, то в этом случае лучше выполнить требования банка в добровольном порядке и представить необходимые документы.
Если банк без какого-либо предупреждения ограничил ДБО, то тогда можно вступать в судебный спор. Ведь сам Банк России придерживается позиции, согласно которой кредитным организациям рекомендуется отказывать клиентам в приеме от них распоряжений на проведение операции по банковскому счету (вкладу), подписанных аналогом собственноручной подписи.
Если вы столкнулись с такой проблемой, в рамках применения банками антиотмывочного законодательства в России, мы проконсультируем Вас по данной проблеме и ответим на все ваши вопросы.