Так в чем же залог успешного очеловечивания
Любой примат, претендующий на звание человека, обязан иметь ряд признаков, без которых подобное превращение невозможно. Среди них: прямохождение, проживание в открытой местности, наличие высокоразвитой хватательной кисти, большой и развитый мозг, всеядность с упором на мясную пищу.
Прямохождение появилось у древних человекообразных обезьян ещё во время их проживания в лесу, однако в полной мере развилось только у тех особей, которые спустились с деревьев и вышли в открытые саванны. Предков современных людей на это подстегнула засуха, настигшая Африку 7-5 миллионов лет назад.
Проживание в саваннах ускорило увеличение мозга и его развитие, ведь чтобы конкурировать с дикими хищниками, предкам современных людей постоянно приходилось хитрить – попасться в лапы гепарда или гиены никому не хотелось. Естественные раздражители благоприятно влияли на развитие когнитивных способностей.
Кому эволюция отказала в человечности
Сивапитеки – перспективные приматы, родившиеся не в том месте
В период с 12,5 по 8,5 миллионов лет назад территорию современного Пакистана и Северной Индии населяли четвероногие обезьяны – сивапитеки. По строению тела, объёму мозга и образу жизни они ничем не отличались от человекообразных обезьян, в то же время населявших Африку и ставших далёкими предками современных людей. Поэтому сивапитеки имели все шансы эволюционировать и создать в Азии собственное человечество, способное потягаться с выходцами Чёрного континента.
Людей из сивапитеков не вышло – они эволюционировали в орангутанов. Помешала география: сивапитеки проживали в густых тропических лесах, регулярно орошаемых дождями. Пока засуха покрывала Африку саваннами и постепенно выгоняла местных приматов в открытые местности, азиатские джунгли процветали, а сивапитеки наслаждались комфортом и не хотели ничего менять.Чтобы стать людьми, древним гоминидам Африки пришлось пройти суровую школу жизни, живя бок о бок с саванными хищниками. Их азиатским товарищам повезло больше, но не в долгосрочной перспективе.
Гигантопитеки- Огромные обезьяны
Изначально палеоантропологи полагали, что гигантопитеки являлись специализированными травоядными животными, это и мешало им очеловечиться. Однако со временем в местах нахождения их останков обнаруживались кости крупных копытных животных – доказательство того, что гигантопитеки охотились на зверей. Утверждали китайские антропологи и о больших каменных орудиях труда, найденных там же, но подтверждений этому нет.
Как и сивапитекам, гигантопитекам «выйти в люди» помешал комфорт: в силу внушительных размеров они не имели врагов, а значит и стимулов для развития интеллекта. Кроме того, гигантопитеки так и не смогли развить прямохождение – неотъемлемое свойство любого человека.
В отличие от сивапитеков, гигантопитеки вымерли, не оставив после себя потомства. Случилось это 300-100 тысяч лет назад. По одной из версий, им помогли древние люди, к тому времени уже проникнувшие на территорию Южной Азии через Ближний Восток. Гигантопитеки не смогли ничего противопоставить их копьям и охотничьему мастерству.
Согласно другой гипотезе, громил сгубила засуха, настигшая Юго-Восточную Азию. Изменение климата лишило гигантопитеков обилия растительной пищи, которую они, несмотря на свою всеядность, всё же предпочитали мясу (за травой не нужно бегать, во влажном азиатском климате она всегда под рукой).
Парантроп – талантливый, но ленивый
Первое, чем парантропы могли похвастаться – это мозг, по размеру которого они не проигрывали ранним Homo. Рядом с останками парантропов найдены потёртые кости, вероятнее всего использующиеся ими для разрывания термитников и выкорчёвывания корнеплодов. Значит, массивные австралопитеки умели изготавливать орудия труда и пользоваться ими, так же как и предки современных людей. В пользу этой гипотезы говорит строение кисти парантропов – она отлично приспособлена для изготовления и использования орудий, даже лучше, чем у Хомо хабилисов. Строение тазовой кости, длинных костей ног и ступней говорит о том, что парантропы передвигались на двух ногах не хуже, чем их родственники Homo.
Несмотря на то, что места обитания парантропов постепенно покрывались открытыми саваннами, они не спешили уподобляться ранним Homo и переходить к всеядности, включающей мясную пищу. Война с саблезубыми тиграми парантропов не прельщала, поэтому древние пацифисты остались вегетарианцами – в их рацион входили фрукты, корнеплоды, трава (преимущественно осока) и термиты на десерт. Пока хабилисы тренировали мозг, пытаясь добыть вкусную антилопу и не попасться в окружение гиен, массивные австралопитеки, не напрягая извилин, жевали траву.
Растительная пища содержит мало калорий, поэтому для нормального функционирования организма её надо поглощать в больших количествах и постоянно. Для этого необходимо наличие массивного жевательного аппарата, развитых челюстей и мощных мышц, которые бы обеспечивали их работу.
Парантропы обладали всем этим, что и встало на пути их интеллектуального развития: обилие костных выступов, к которым крепились жевательные мышцы, и огромные челюсти препятствовали увеличению объёма черепной коробки. Помимо этого, челюстные мышцы очень сильно сдавливали кости, что приводило к раннему срастанию черепных швов и препятствовало дальнейшему росту мозга у парантропов.