Интересно то, как со временем менялось отношение к сериалам как к формату: чем дольше они существуют, тем больше их воспринимают всерьёз; критики и публика всё больше ценят их положительные качества, вроде лучшей возможности раскрытия персонажей и большего количества времени на формирование привязанности к ним. Само собой, этот тренд касается и режиссёров: с одной стороны именитые творцы чаще работают над ТВ шоу, как в случае с "Фарго" и братьями Коэн (хоть они и занимают роли исполнительных продюсеров, а не режиссёров), с другой создателей воспринимают серьёзно, примером чего может быть Дональд Гловер ("Сообщество", "Атланта").
И пусть за это явление ответственны во многом сервисы вроде Netflix и HBO GO, я предлагаю на секунду вернуться к серьёзно недооценённому сериалу, первые сезоны которого ещё приходятся на эпоху телевидения.
Сериал "Касл" просуществовал восемь сезонов, первый из которых пришёлся на 2009 год, последний – на 2016. Шоу повествует о Ричарде Касле, эксцентричном писателе, авторе серии детективов, помогающем в расследованиях полиции, частично из интереса, частично чтобы находиться рядом с детективом Кейт Бэккет, в которую он безнадёжно влюблён.
Сюжет развивается по известной формуле: есть история каждой серии, где происходит преступление-расследование-наказание, но существуют также главные сюжетные линии, которые проходят через (почти) весь сериал и которым время от времени посвящаются отдельные эпизоды. Две из главных линий – это, само собой, сложные отношения Касла и Беккет, а также запутанное расследование убийства родителей героини, которое со временем становится всё более серьёзным. Кроме того, время от времени появляются эпизоды, затрагивающие жизни детективов Кевина Райана и Хавьера Эспозито, которые тоже являются членами команды. В общем, не слишком оригинальная, но вполне рабочая формула повествования, которая повсеместно использовалась в других детективных сериалах того времени, вроде "Менталиста" или "Кости", что, сам собой, не значит, что они не стоят просмотра; скорее, наоборот. С другой стороны, по мере развития сериала и выхода новых сезонов, создателям приходилось время от времени экспериментировать над форматом, что иногда приводило к появлению действительно запоминающихся серий.
"Касл" совмещает в себе и комедию и драму, как правило, с остроумным юмором и интересными сюжетными поворотами, а время от времени даже заставляет о чём-то задуматься, а это дорогого стоит. Затрагиваются такие темы как преданность, любовь, долг, справедливость, а иногда даже коррупция и власть.
Сериал в чём-то страдает от уже привычных нам болезней телевидения. Он длится слишком долго, потому что студия не хочет терять прибыль, из-за чего в конце концов у сценаристов кончается фантазия. Он, не имея другой возможности, использует похожую формулу. В общем, в какой то момент зритель говорит, что сериал "уже не тот" и в этом случае он прав.
Но когда я думаю об этом сериале сейчас, я вспоминаю остроумную полицейскую комедию с хорошими сюжетами и интересными убийствами (важная составляющая любого детектива), в котором – что главное – преступник наказан и добро торжествует. Или почти торжествует. Давайте на секунду забудем о том, что мир не такой… и о последних двух сезонах "Касла" тоже.