Что обычно мы помним про Николая I? Солдафон, вешатель, гонитель свобод, одна из самых неприятных фигур среди русских правителей. А что будет, если спросить о том, кто была его жена? Большинство задумается, скажет, что не помнит, хотя она должна быть, ведь кто-то же должен был родить Александра II. А вот те, кто читает по-украински, быстро вспомнят отрывок, дорого ставший Тарасу Шевченко
…Цариця- небога,
Мов опеньок засушений,
Тонка, довгонога,
Та ще, на лихо, сердешне
Хита головою.
Так оце-то та богиня!
Сохранилось немало портретов Александры Федоровны, есть те, где она изображена красивой великой княгиней, есть портреты императрицы, с которых смотрит усталая и больная женщина.
До восшествия на престол её считали одной из признанных красавиц. Есть запись в дневнике Пушкина после знакомства с Александрой Федоровной: «Я обожаю императрицу!». Почему два таких разных взгляда на одну женщину? Весь вопрос в том, когда каждый из поэтов с ней познакомился.
Александра Федоровна бы обладательницей правильных черт лица, высокой и стройной фигуры, очень интересной пластики. Но в её жизни был переломный день - 14 декабря 1825 года. В день восстания Александра Федоровна пережила сильнейшее нервное потрясение, результатом которого стал нервный тик. Со стороны это выглядело очень некрасиво и безобразило императрицу. Известный путешественник и мемуарист маркиз де Кюстин писал:
"Нервные конвульсии безобразили черты ее лица, заставляя иногда даже трясти головой. Ее глубоко впавшие голубые и кроткие глаза выдавали сильные страдания, переносимые с ангельским спокойствием".
Из-за этих тиков пришлось несколько раз откладывать коронацию, так как в случае приступа корона могла упасть с головы императрицы. Несмотря на усугубляющиеся проблемы со здоровьем, Александра Федоровна вела активную светскую жизнь, и уже будучи императрицей родила троих сыновей. Но к началу 1840-х у неё начала развиваться болезнь Паркинсона. Фрейлины знали, что у государыни трясется рука, ей сложно удержать лицо неподвижным, или заставить себя улыбаться.
С портретов на нас смотрит угрюмая, недовольная и больная женщина. Трон не стал для неё благом, она хотела уединения и тишины, из которых могла бы выпархивать по своему желанию на балы и развлечения. Но она пробыла императрицей 29 лет, выполняя весь сложный русский церемониал, сносила измены мужа и похоронила сначала детей, потом его. Едва ли её можно назвать счастливой, хотя начиналось все очень красиво и романтично. Брак Николая и Фредерики Луизы Шарлотты Вильгельмины Прусской был браком по любви.
P.S. Подписывайтесь на мой канал о истории тела! Будет интересно!