В истории есть события, которые становятся культурными водоразделами. После них меняются представления о красоте, приличии и еще массе вещей, казавшихся вечными.
После того, как Реформация утвердилась в головах и государствах, возник новый идеал женской красоты. Самыми важными и необходимыми признавались серьезность, умеренность, домовитость и сдержанность. Женщина - это хозяйка, жена и мать. В моду входят очень закрытые и довольно скупо украшенные платья, их не очень много, но все они из добротных тканей.
Для этого типа красоты немыслимо обнажение и малейший намек на страсть. Все должно быть очень и очень правильным, максимально закрытые волосы и плечи, отсутствие груди, заново созданный костюмом силуэт. Первые портреты такого типа красоты мы можем найти у Дюрера еще до того, как Реформация была объявлена. Это очень мещанская красота, практическая, далекая от раскованности аристократок.
Мартин Лютер, отец Реформации, писал, что «Слово и дело Божье весьма ясно: женщины созданы быть либо женами, либо проститутками».
Из противопоставления этих крайностей рождается тип суровой протестантки. Ганс Гольбейн так даже написал Джейн Сеймур третью жену Генриха VIII. У королевы сосредоточенный взгляд, поджатые губы, кажется, что прямо с сеанса она пойдет считать постельное белье и выдавать продукты слугам.
Но особенно этот тип красоты расцвел на голландских полотнах, написанных в XVII веке. Если присмотреться то, у торговок в лавках, у хозяек и служанок очень похожие черты и выражения лица. Они очень сосредоточены, домовиты и набожны. Они всем своим видом говорят, что им нет дела до любви, ухаживаний или флирта. Вот такой тип нечувственного идеала.
Чувственный идеал существовал параллельно в странах с католическим влиянием, но об этом в следующий раз.
P.S. Подписывайтесь на мой канал о истории тела! Будет интересно!