2,5 из 4
У «Оленьей кожи» замечательная идея. Французский писатель / режиссер Квентин Дюпье исследует вдоль и поперек допущение: притворяющийся режиссером очаровательный дурак в исполнение Жана Дюжардена, одержим духом куртки из оленьей кожи? Чувство юмора фильма отталкивается из очевидной бессмысленности сюжета. Множество абсурдных сцен растянуты и кажутся затянутыми, несмотря на бархатную продолжительность в 77 минут. В итоге “Оленья кожа” не настолько странная, чтоб быть великой, в основном потому, что Дюпье (“Шина”, “Реальность”) слишком скрупулёзен, когда идет речь о темпе, персонажах, юморе и т.д.
Все же это комедийный фильм ужасов. Последнее доказательство, что Дюпье – один из немногих современных кинематографистов, чьи фильма похожи на кошмары. Его произведения настолько обрывочные, что их странность достраивается в сознание, когда вы вспоминаете о сценах фильма.
Для начала необходимо почувствовать себя в “Оленьей коже”, чтобы понять куда неторопливо и неизбежно приглашает Дюпье. Жорж (Дюжарден), исследует маленькую альпийскую деревушку, иногда снимая местных жителей для таинственного фильма, иногда разговаривая с впечатлительной местной барменшей Дениз (Адель Енель, зведа “Портрет девушке в огне”). Жорж также ведет разговоры с новой курткой из оленьей кожи. Он исполняет обе роли во время частных бесед, разговаривая вслух, с курткой на любые темы, как будто он и куртка соседи по комнате из пьесы Гарольда Пинтера. В большинстве сцены забавны, так как куртка Жорда звучит аналогично персонажу Дюжержена, но в чуть низком регистре. Такой глуповатый, на половину фактурный голос, которым вы шутите с племянником или племянницей.
Еще воображаемый друг Жоржа хочет быть единственной курткой в мире. Жорж пытается достичь этой абсолютно нормальной мечты. Он убеждая местных, снятся в как граждан, которые клянутся отказываться от верхней одежды. Дениз, начинающий монтажер, единственная местная, которая хочет помочь Жоржу завершить его сумасшедший проект. Её восторженные отзывы забавны, но только однажды “Оленья кожа” вызывает бурление ума. Для погружения в фильм требуется время, все увеличения безумия Жорда не всегда убедительны и достоверны.
На поверхности чувство юмора и стиль драмы Дюпье напоминает более сухую, более Европейскую (т.е. отстранённую, более грамотную) версию укуренных сюрреалистических шоу Adult Swim — “Tim & Eric Awesome Show, Great Job” и “Eagleheart”. Присмотревшись видишь следы влияния театра абсурда в любой сцене “Оленьей кожи”. Когда Жорж бормочет нелепые, даже детские сказки, чтобы продвигать кампанию против курток. Например, когда он говорит Дениз, что продюсеры не платят аванс, потому что все застряли в Сибири. Опять же, “Оленья кожа”, понравится поклонникам Adult Swim. В фильме множества сцен, которые затяну и не вызывает эмоций. Наверняка все сделано умными комедиантами. Просто они слишком влюблены в отчужденный, антикомедийный стиль юмора с неотшлифованными шутками. В итоге, гэги с участием безмолвного осуждающего мальчика не окупаются, и точно работают не так как задумывал Дюпье.
К счастью, короткие перфомансы Дюжердена достаточно смешны, чтобы сделать “Оленью кожу” одной из лучших картин Дюпье. Дюжарден особенно смешон, когда Жорж теряется в мыслях, либо пытается пристрелить любого, причиняющего неудобства. Мне нравится его гибкий внутренний голос, когда он впервые говорит от имени куртки: “Я родом из Италии!”. Или вот сцена, где Жорж пытается снять куртку, пытаясь разделить “величайшую мечту”: “Не сейчас, эта книга интересна”. В лучшем случае “Оленья кожа” такая же странная, как и самые необычные кусочки фильма Такаси Миикэ или “современное” возрождение Пиранделло (передвижной спектакль, где единственные декорации гравийная яма и несколько выразительных галогенных шаров).
“Оленья кожа” не стремиться удерживать внимание: фильм Дюпье неизбежно разваливается, потому как нигилизм – это круто, мужик, и это важная часть стиля. Причудливая мания Жоржа ничего не значит, и это бессмысленность не имеет значения для Дюпье, так как он через Дениз, пожимающей плечами, сообщает Жоржу о чем их фильм: о нашей некритичной любви к глупостям. Она не ошибается. Доказательства этому смотри в “Оленьей коже”.