В декабре 1978 года Москву облетела сенсационная новость – к нам едет «Boney M». Известие было настолько шокирующим, что в него не сразу поверили.
Дело в том, что руководство Советского Союза наглухо отгородило население страны, особенно молодежь, от тлетворного влияния западной культуры. По крайне мере, на официальном уровне.
Еще в середине 60-х, импресарио ливерпульской четверки попробовал договориться о гастролях в Советской России, но получил категоричный отказ. Символом несбывшегося турне стала песня «Back in USSR».
Год спустя подобную попытку предприняли агенты «Rolling Stones». Министр культуры Екатерина Фурцева, даже отправила в Варшаву, где проходил концерт, специально обученного человека, ознакомиться с творчеством этого коллектива.
Впечатления, которыми он, стесняясь и краснея, шепотом поделился с начальством, заставило советское руководство на долгие годы забыть о существовании людей, олицетворяющих разврат, пошлость и непотребство.
Вообще, все контакты советского народа с враждебным западом, находились в компетенции КГБ, но в этом случае решающее слово было за идеологическим сектором ЦК КПСС, руководил которым ортодоксальный коммунист Михаил Андреевич Суслов.
Этот человек всю свою жизнь посвятил изучению работ В.И. Ульянова(Ленина), ссылаясь на краткие формулировки из трудов вождя революции, при обсуждении любых задач.
Если тов. Суслов, при решении неожиданных вопросов, не мог вспомнить, что по данному вопросу говорил Владимир Ильич, он впадал в ступор, до тех пор, пока не находил очередную цитату.
Правда, это случалось редко, учитывая прекрасное знание материала.
Михаил Андреевич поставил своих людей на ключевые посты вверенного ему участка фронта – кино, театр, эстрада, телевидение и радио.
Если театр и кино еще могли себе позволить некоторую свободу маневра, то в реестре остальных трех составляющих, все определялось гораздо строже.
Известно – «из песни слова не выкинешь».
На большой сцене давно сложился неприкасаемый олимп, с четко регламентированным репертуаром.
Песни и музыка были отменного качества, но из-за заезженности вечной тематики, мало кто обращал внимание на мастерство певцов, гениальность поэтов и талант композиторов.
Вторую жизнь эти произведения получат много лет спустя, когда появится мимолетная ностальгия по прежним временам.
Кроме того, поведение артистов на эстрадных подмостках не создавало впечатления праздника – всем исполнителям предписывалось появляться на публике в определенной форме одежды, застегнутыми на все пуговицы и с каменными, непроницаемыми лицами борцов за лучшую долю.
Телевидение тоже крайне редко баловало зрителей показом телепередачи «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады».
В обязательном порядке, например, это делалось в дни великих христианских праздников (кстати, в братских республиках, в частности на Кавказе, местные телеканалы транслировали подобные шоу каждую субботу после 2300).
Еженедельная программа «Утренняя почта», предлагающая зрителям песни отечественных ВИА и творчество коллег из братских социалистических стран, любителями эстрадного жанра серьезно не рассматривалась.
Максимум, что мог предложить единственный, и потому знаменитый концерн «Мелодия», из репертуара певцов «оттуда», это гибкие пластинки небольшого формата, с композициями Мирей Матьё и Андриано Челентано.
И вот на этом фоне к нам приезжает западногерманская группа, находящаяся, на тот момент, в зените славы.
Даже люди, близкие к правительственным кругам того времени, не могут выстроить стройной версии, почему выбор пал именно на этот ансамбль.
Скорее всего, совпал ряд факторов – они не из Америки, не пользуются скандальной репутацией и имеют черный цвет кожи, то есть относятся к родственной группе угнетенных народов.
Близость Олимпиады-80 тоже сыграло свою роль.
Карьера «BoneyM» стартовала в 1976 году, когда музыкальный продюсер Фрэнк Фариан, объединил под своим началом четырех артистов, уроженцев островов Карибского моря: Бобби Фаррелла (танцор и бэк-вокалист), Марсию Баррет(телеведущая), Мэйзи Уильямс (модель из ночных клубов) и солистку Лиз Митчелл – единственную профессиональную певицу в группе.
К тому времени, за два года работы, коллектив добился признания на всех континентах, заработав состояние на исполнении своих хитов и продаже записей.
Интересно, сколько наших талантливых ребят могли составить достойную конкуренцию «Boney M» (и не только им) на мировой арене, если бы государственный строй не базировался на ленинских измышлениях?
Продюсер Фариан, начав переговоры в октябре, завершил их через два месяца, поставив своеобразный рекорд, так как обычно подобные вопросы в нашей стране согласовывались в течение полутора-двух лет.
Советская сторона настояла на ряде условий: исключить из концертной программы песню под названием «Rasputin», категорически предписывалось «избегать провокационных или двусмысленных действий», как на сцене, так и вне ее, не нарушать тишину и покой строителей коммунизма после 23 часов.
Понятие «все включено» было не знакомо идеологическому отделу, поэтому питание гастролеры оплачивали за свой счет.
Щекотливым вопросом, казалось, окажется сумма гонорара за выступления музыкантов. В 70-е годы ставка народного артиста в стране Советов равнялась 19 рублям, но для иностранных гостей был определен особый тариф, равный эквиваленту 400 фунтов стерлингов за каждое выступление.
Превысить эту величину советские чиновники не имели права.
Но Фрэнка Фариана, зарабатывавшего весьма приличные деньги, не смутило такое скромное вознаграждение.
Он, вообще, на удивление легко согласился со всеми пунктами, выставив, в свою очередь, одно важное условие – возможность провести кино-фотосессии музыкальной группы «Boney M» в полном составе на Красной площади, не зависимо от погодных условий.
Съемки не должны быть лимитированы по времени, в течение светового дня.
Контракт подписали, стороны остались довольны взаимной уступчивостью. До первого выступления в концертном зале гостиницы «Россия» оставалось чуть меньше месяца.
В СССР синглы западногерманской группы имели колоссальный успех. Пластинки и магнитофонные записи со шлягерами«Boney M» доставали немыслимыми путями, в основном через счастливчиков, выезжающих за рубеж.
Пикантность придавала обложка альбома, где артисты были изображены практически без одежды, в цепях.
Знакомые мелодии слышались в каждой квартире, где имелся магнитофон или проигрыватель.
В подъездах и в скверах под гитару разучивали песенку «Варвара жарит кур».
Учитывая такой ажиотаж, советское руководство пошло на беспрецедентный шаг – в августе того же, 1978 года, поручило фирме «Мелодия» выпустить виниловые пластинки с девятью песнями ансамбля.
Тираж составлял сто тысяч экземпляров, что, в свою очередь, породило спекулятивную волну – при государственной стоимости два рубля пятнадцать копеек, диски продавали с рук за 15-30 рублей.
Люди не жалели денег, с удовольствием слушая любимую музыку, втайне мечтая когда-нибудь, в другой жизни, увидеть своих кумиров воочию.
В общем, все было готово к приему дорогих гостей.
Для встречи в аэропорту даже выделили отечественный правительственный лимузин, подъехавший непосредственно к трапу самолета.
Контрактом было предусмотрено всего десять концертов, поэтому вопрос с местами в зрительном зале изначально стал чрезвычайно острым.
Билеты распределялись по различным предприятиям и распространялись через профсоюзы.
Неоспоримое преимущество имели товарищи, состоявшие в рядах коммунистической партии, номенклатурный состав, труженики торговли и работники автосервисов, а также передовики производства. Все эти люди собрались 8 декабря 1978 года в ГКЦЗ «Россия», чтобы увидеть «исполнителей с Карибских островов», как гласили афиши.
Неискушенный советский зритель поначалу испытал шок от манеры исполнения зарубежных артистов.
Участники группы, в свою очередь, очень удивились степенному поведению публики.
В конечном итоге, благодаря бешеному темпераменту и сумасшедшей экспрессии музыкантов,все барьеры очень быстро растаяли, эмоции зашкаливали по обе стороны сцены.
В последующие годы нашу страну посетит много эстрадных знаменитостей, но, эти, первые гастроли «Boney M» стали настолько ярким событием, что и через сорок лет о них с теплотой вспоминают даже те, кому не посчастливилось побывать на концертах, довольствуясь лишь телевизионной версией, отснятой в Останкино.
Позднее, в годы правления Ю.В. Андропова все записи программы будут уничтожены, как не соответствующие должному уровню культуры и оказывающие дурное влияние на отечественного зрителя.
Продюсер группы Фрэнк Фариан (у которого сохранилась единственная копия концерта в России), впоследствии выпустил клипы, наложив музыкальное сопровождение на съемки артистов во время посещений Красной площади, заработав сотни тысяч долларов.
Особой популярностью славилась та самая композиция «Rasputin», запрещенная к исполнению в столице.
Деньги, полученные в Москве, участники группы перевели на счет благотворительной организации.
По поводу ажиотажа вокруг билетов на первый концерт, хотелось бы привести конкретный пример.
Молодой специалист, вступивший в партию за месяц до событий, удостоился чести получить заветный листок из плотной бумаги по государственной цене 6 рублей, будучи членом профсоюза.
Возникло твердое ощущение, что жизнь удалась.
По дороге к гостинице «Россия», у самого выхода из метро, ему предложили 50 рублей.
Молодой человек с негодованием отказался.
Через пятьдесят метров цена возросла до 80 рублей. Уверенность была поколеблена, но желание увидеть все своими глазами оказалось сильнее. По мере продвижения, позади остались сто и даже сто пятьдесят, предлагаемых полновесных советских рублей.
Апогеем ситуации стал жгучий брюнет с коронками из желтого металла во рту и огромной кепкой на голове, почти у входа в зал гостиницы, озвучивший неприличную цифру – двести пятьдесят.
Парень не устоял перед соблазном, соответственно на концерт не попал, но до самого развала Советского Союза, со знанием дела говорил, что стоило вступать в ряду КПСС.
Ставьте "лайки" и подписывайтесь на канал, если понравилась статья.
Советские военнопленные - на чьей стороне был товарищ Сталин?
Главный советский зодчий времен оттепели
А.В. Тарасов - дань уважения, полученная за океаном
Ветеран войны Джон Кеннеди