Тогда в последней четверти века величайший из французских губернаторов граф де Фронтенак сделал Новую Францию подлинной угрозой для английской Америки. Во время его режима, который с одним коротким перерывом длился с 1672 по 1698 год, великие исследования Жака Маркета, Рене-Роберта Кавелье, осады Ла Салля и Луи Жоллье открыли путь на Запад. Они нанесли на карту большую часть долин верхнего Миссисипи и Огайо; Ла-Салль спустился в Миссисипи и проник в Техас. Два других исследователя, Пьер-Эсприт Рэдиссон и Медар Шуар де Грозьелье, вошли в страну за пределами озера Верхнего. Фронтенак, с характерными для него способностями и решимостью, утверждал власть светской руки над церковью. Враждебный ирокез практически уничтожил дружелюбные племена гуронов и эри, среди которых иезуиты сделали своих лучших новообращенных. Фронтенак наказывал ирокезов и временно сломал их силу. С расширением Новой Франции англичане встревожились. В Европе Стюарты, покорившиеся французской короне, в 1688 году уступили место Вильгельму и Марии, а Вильгельм III, защитивший Нидерланды от атак Людовика XIV, был готов к продолжению военных действий. Конфликт сразу же распространился на Северную Америку, где он получил название "Война короля Вильгельма" (1689-97 гг.).
В этом первом раунде долгого конфликта ни одна из сторон не добилась многого. Привлекая индейских союзников к беспощадной кампании, французы совершили набеги на английские колонии от Скенектади, Нью-Йорка, до Хаверхилла, Массачусетса и вдоль побережья штата Мэн. Взамен англичане организовали экспедицию, которая захватила Порт Рояль в Акадии (ныне Аннаполис Рояль, Новая Шотландия), и отправили флот из 34 кораблей под командованием сэра Уильяма Пипаса, который катастрофически не смог взять Квебек. Окончательный Рейсвийский договор оставил все, как было раньше. После короткого перерыва последовала Война королевы Анны (1702-13 гг.), совпавшая по времени с Войной за испанское правопреемство в Европе (1701-14 гг.). В то время как Джон Черчилль, 1-й герцог Мальборо, одержал свои блестящие победы в Европе, военные действия шли своим чередом в Америке. Французы в очередной раз провели рейды с индейцами на обнаженные поселения; англо-американские силы в очередной раз отомстили спускающимся в Канаду войскам. В то время как новая экспедиция против Квебека снова потерпела неудачу, на этот раз в результате кораблекрушения войска Новой Англии и британские морские пехотинцы вновь захватили Порт Рояль. Но на этот раз Утрехтский договор (1713 г.) дал Британской империи большие успехи: в Европе, Гибралтаре и Менорке; в Америке, Акадии, Ньюфаундленде и огромном поясе территории, окружающем Гудзоновский залив.
Окончательное испытание на прочность лежало недалеко впереди. В ходе подготовки французы установили пояс фортов вокруг Британской Америки. В 1702 году они основали Мобиль, штат Алабама, а в 1718 году - Новый Орлеан, штат Луизиана. Они соединили эти порты Персидского залива с Квебеком девятью важными пунктами. Форт Шартр на Миссисипи напротив Сент-Луиса, Миссури; Французский форт на реке Вабаш; Форт Майами на реке Мауми; Форт Сен-Иосиф на нижней оконечности озера Мичиган; Мичилимакинак и Сент-Мари на верхних озерах; Детройт, охраняющий озеро Хурон; и Ниагара, охраняющий озеро Эри. Таким образом, Новая Франция владела собой в сердце континента, ограничивая Британскую Америку морским побережьем. Когда разразился новый конфликт, Война короля Георга (1744-48), американский этап Войны за австрийское правопреемство (1740-48), французы сохранили свои жизненно важные позиции. Они построили мощную крепость в Луисбурге на острове Кейп-Бретон для охраны устья реки Святого Лаврентия, и она укрывала частных лиц, которые вынашивали коммерческую деятельность в Новой Англии. Собрав все свои силы, жители Новой Англии под руководством Уильяма Пепперрелла поразили всех, захватив ее. Это был блестящий подвиг. Однако, когда был заключен мир, Великобритания вернула Луисбург во Францию.
Французы снова предприняли шаги по укреплению своих позиций. Притязая на всю долину Огайо, они построили новую цепь крепостей от нынешней Эри, Пенсильвания (Прескью-Иль), до реки Аллегени. Это была область, в которой англо-американские торговцы пушниной и земельные компании имели большой интерес. Когда французы предупредили британских торговцев об отъезде из страны, губернатор штата Вирджиния Роберт Динвидди послал Джорджа Вашингтона, чтобы тот в свою очередь сказал французам держаться подальше и построить форт на месте современного Питтсбурга. Следствием этого стал захват этого места французами, возведение ими форта Дюкейн и столкновение между французскими войсками и ополчением Вирджинии под Вашингтоном. Таким образом, начался последний конфликт двух империй в Северной Америке.
Французы имели определенные преимущества в этой упорной борьбе, которая стала известна как Французская и Индийская война (1754-63 гг.) в Америке и Семилетняя война (1756-63 гг.) в Европе. Франция была более населенной, чем Великобритания, с большими военными силами, и теоретически могла посылать более крупные армии. Высокоцентрализованное правительство Новой Франции могло вести военные действия более эффективно, чем свободно присоединившиеся колонии при 13 различных правительствах. Стратегически расположенные французские форты были важным активом. Но в конце концов британские колонии были уверены в победе. К 1754 году их население составляло около 1 500 000 человек, что в 15 раз больше, чем в Новой Франции. Они занимали превосходное стратегическое положение; действуя изнутри, они могли нанести удар практически в любой точке длинного, малонаселенного французского полумесяца, простирающегося от Луисбурга до Нового Орлеана. Британский флот, превосходивший французов, мог лучше укреплять и снабжать армии и мог осаждать порты Новой Франции. Наконец, и Британия, и Британская Америка преуспели в лидерстве. Уильям Питт Старший, как премьер-министр Великобритании, проявил себя величайшим государственным деятелем, чем кто-либо во Франции; Джеймс Вулф, Джеффри Амхерст и Уильям Хоув были трио генералов, которых французы не могли уравнять; и такие колониальные офицеры, как Джордж Вашингтон и Финеас Лайман, продемонстрировали настоящие способности.