Найти тему

Восприятие цвета и музыки опосредовано переживанием эмоций

Когда мы слушаем ту или иную музыку, в нашем мозге формируются связи между восприятием музыки и определенным цветом. Какие именно цвета будут ассоциироваться с теми или иными мелодиями, зависит от того, какие чувства мы переживаем при их прослушивании. Такие результаты были получены исследователями из Калифорнийского Университета в Беркли.

Согласно данным исследованиям, проведенным в США и Мексике на широкой выборке респондентов, люди ассоциируют классические музыкальные произведения с одними и теми же цветами. Из этого следует предположение, что в целом существует определенная универсальная эмоциональная палитра, которая определяет ассоциативную связь музыки и цвета. Полученные результаты проливают новый свет на понимание механизмов синестезии.

-2

При помощи цветовой палитры ученые показали, что быстрая, энергичная музыка в мажоре ассоциируется с яркими, светлыми, теплыми оттенками, а медленная печальная музыка - с цветами более темными, блеклыми, холодными.

«Полученные результаты обладают удивительно высокой значимостью и надежностью, они воспроизводятся на выборках, принадлежащих к различным культурам. Они недвусмысленно указывают на ключевую роль эмоций в процессах, которые происходят в мозге, когда устанавливается ассоциативная связь между музыкой и цветом», - рассказывает Стивен Палмер из Университета в Беркли, один из авторов исследования, опубликованного в журнале PNAS – Бюллетене Национальной Академии наук США.

-3

"К нашему удивлению, по результатам стало возможно предсказывать с 95%-й вероятностью, какой цвет - воспринимающийся как радостный или печальный - люди будут выбирать при прослушивании той или иной музыки", - говорит Палмер. Результаты своего исследования ученые также представят на Конференции Международной Ассоциации исследований цвета, которая пройдет в Великобритании в начале июля. В рамках презентации научный доклад будет сопровождаться цветомузыкальным шоу, в котором примет участие симфонический оркестр. Тем самым ученые хотят наглядно продемонстрировать, как эмоции, вызываемые восприятием музыки и цвета, взаимосвязаны благодаря единой мозговой системе переработки информации об эмоциях.

Исследователи провели несколько экспериментов. В первом эксперименте испытуемых просили выбрать из 37 заранее отобранных цветов 5, которые лучше всего соответствуют музыкальным фрагментам, которые они должны были прослушивать. Палитра состояла из ярких, светлых, темных и средних оттенков красного, оранжевого, желтого и других цветов радуги. Дополнительно их просили оценивать каждый музыкальный фрагмент по шкалам положительной/отрицательной, сильной/слабой, оживленной/тоскливой и агрессивной/спокойной эмоций.

-4

Результаты показали, что большинство испытуемых выбирали преимущественно яркие, теплые оттенки при прослушивании более ритмичной, позитивной музыки и темные, холодные, блеклые тона – при прослушивании более спокойной, грустной, медленной музыки.

В двух последующих экспериментах изучались взаимосвязи восприятия музыки и лиц, а также лиц и цвета. Результаты подтвердили гипотезу исследователей о том, что «во взаимосвязь музыки и цвета включены основные эмоции». Об этом говорит Карен Шлосс, второй автор статьи и исследователь в Университете Беркли. Тот же паттерн результатов возникал и в том случае, когда участники исследования выбирали выражения лица, которые лучше всего подходили к тому или иному музыкальному отрывку. Музыка в мажоре соотносилась испытуемыми с выражениями радости на лице, а минорные отрывки – с экспрессиями печали. С другой стороны, радостное лицо чаще всего соотносили с желтыми и другими яркими оттенками, а гневное – с темными и ярко-красными.

Результаты исследований могут быть весьма полезными для практики - в частности, для создания новых программ арт-терапии, более эффективной рекламы и разработки музыкальных приложений и гаджетов. Например, можно создавать более эмоционально привлекательную анимацию для визуализации электронной музыки. Сейчас в таких программах цвета и паттерны генерируются случайным образом и не учитывают особенности цветовосприятия, эмоциональных переживаний и синестезии.

-5

Что касается исследований синестезии, данное исследование также может пролить свет на ее механизмы. Под синестезией понимается особое явление, когда восприятие сигнала одной модальности приводит к переживаниям и ассоциациям другой или других модальностей - в частности, прослушивание музыки автоматически вызывает образы тех или иных цветов. Цветомузыкальная синестезия - частый предмет внимания ученых, а также достаточно распространенное явление среди художников, музыкантов и других людей искусства.

В дальнейших исследованиях Палмер и его коллеги планируют изучить те же механизмы на выборках представителей других культур – в частности, в Турции и в Китае. Известно, например, что турецкая национальная музыка включает значительно больший спектр тональностей, не сводимых только к минору и мажору, характерных для классической европейской музыки. Тембр национальных инструментов, характерных для турецкой и китайской музыки, также может повлиять на особенности восприятия эмоций и цвета в связи с музыкой.