Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Рискованный фильм Алексея Баталова

Алексей Баталов вошёл в историю советского кино как актёр обаятельный и многоплановый, и наверняка каждый сходу вспомнит пять-десять его известных ролей. Но ведь

Баталов пробовал себя и как режиссёр, и вполне успешно пробовал. Правда, эти его опыты менее известны.

Попробуйте, например, вспомнить ленты, поставленные Баталовым. Скорее всего, на ум придёт только один – сказка «Три толстяка».

Кадр из фильма «Три толстяка»
Кадр из фильма «Три толстяка»

О режиссёрском дебюте Алексея Владимировича я рассказывала раньше (это был фильм «Шинель» по Гоголю). Спустя шесть лет после премьеры Баталов снова решился занять кресло режиссёра и вместе с Иосифом Шапиро взялся за экранизацию повести Юрия Олеши. Сценарий, названный «Кукла наследника Тутти», Баталов написал сам, а помогал ему в этом брат и писатель Михаил Ольшевский. С таким же названием фильм пошёл в работу, но в конце концов ему вернули оригинальное название – «Три толстяка».

Фото со съёмок. Три толстяка
Фото со съёмок. Три толстяка

Задумывая постановку, Шапиро и Баталов решили отбросить разного рода вторые и третьи смыслы и намёки, которые закладывал в историю Олеша. По мнению режиссёров,

фильм «Три толстяка» должен был стать не философской сказкой с потайными подтекстами для взрослых в духе Евгения Шварца, а обычной приключенческой и даже где-то детективной лентой для детей.
Фото со съёмок. Крайний слева - режиссёр Иосиф Шапиро
Фото со съёмок. Крайний слева - режиссёр Иосиф Шапиро

Чтобы юные зрители полностью погрузились в историю, режиссёры старательно подбирали колоритных исполнителей. В ролях они видели молодых современников, которые готовы были целиком отдаваться роли, передавали бы своим героям чувства, напряжение и даже нервы. Одной из первых в картину попала 13-летняя актриса из Литвы Лина Бракните, двумя годами ранее снявшаяся в фильме «Девочка и эхо» и заслужившая массу похвал.

Фото со съёмок. Алексей Баталов, Лина Бракните и её дублёрша
Фото со съёмок. Алексей Баталов, Лина Бракните и её дублёрша

На роль Гаспара пригласили Валентина Никулина, звезду театра «Современник», а ведущего актёра БДТ Павла Луспекаева, тогда ещё не очень известного в кино, утвердили на роль генерала.

Фото со съёмок. Валентин Никулин
Фото со съёмок. Валентин Никулин

Сам же Алексей Баталов взялся играть одну из главных ролей – акробата Тибула, и для этого ему пришлось освоить мастерство канатоходца.

Фото со съёмок. Алексей Баталов
Фото со съёмок. Алексей Баталов
Фото со съёмок. Алексей Баталов
Фото со съёмок. Алексей Баталов

Съёмки «Трёх толстяков» проходили в самых разных местах. Часть действия отсняли в павильонах киностудии «Ленфильм», а

ради натуры группа отправилась в Таллин, где прекрасно сохранились старые строения, ставшие роскошной декорацией к сказке.

В Таллине случилась неприятная история. Для сцены, когда продавец воздушных шариков, улетает вместе с ними, решили создать куклу-дублёра актёра Николая Корноухова, игравшего того самого продавца.

Фото со съёмок. Николай Корноухов и кукольный дублёр, самовольный удравший за границу
Фото со съёмок. Николай Корноухов и кукольный дублёр, самовольный удравший за границу

Во время съёмок кукольный дублёр взлетел, как и задумывалось, но дальше всё пошло не по плану:

связка шаров утащила киношную куклу прямо за границу.

В итоге Корноухов принял участие в рискованном эпизоде сам, без дублёра.

Фото со съёмок. Несанкционированное бегство бутафорского продавца шаров
Фото со съёмок. Несанкционированное бегство бутафорского продавца шаров
Некоторые эпизоды снимали в Крыму, причём группа оказалась там уже осенью, а по сюжету нужно было снимать эпизоды летние.

Артисты, проведя несколько минут перед камерой в лёгких нарядах, вынуждены были потом отогреваться в ватниках. В Крыму тоже были свои сложности. Специалисты по декорациям и бутафоры создали фургон неудачной конструкции, в котором актёры должны были в кадре съезжать с горы. Но после каждого дубля съёмочная группа должна была выпрягать лошадей и вручную закатывать тяжеленный фургон на гору задом наперёд, потому что иначе вернуть его на исходную позицию было невозможно. Судя по фотографиям со съёмок, не чурался этого тяжёлого труда и сам Баталов.

Фото со съёмок. Злосчастный фургон, который затаскивали на гору руками. Справа в верхнем углу - оператор Сурен Шахбазян, в очередной раз выполняющий «ручную» работу
Фото со съёмок. Злосчастный фургон, который затаскивали на гору руками. Справа в верхнем углу - оператор Сурен Шахбазян, в очередной раз выполняющий «ручную» работу
Фото со съёмок. Процесс заталкивания фургона на гору
Фото со съёмок. Процесс заталкивания фургона на гору

Отдельно нужно отметить работу оператора Сурена Шахбазяна, благодаря которой фильм получился очень детальным. Сурен постоянно снимал с рук, поэтому даже режиссёры не всегда могли отследить через объектив, что происходит в кадре. Подвижный оператор постоянно носился по площадке, и угнаться за ним не было никакой возможности, зато картинка в итоге вышла очень динамичной и эмоциональной.

Фото со съёмок. Оператор Сурен Шахбазян
Фото со съёмок. Оператор Сурен Шахбазян

Решаясь на постановку «Трёх толстяков», режиссёры Алексей Баталов и Иосиф Шапиро осознавали риск. Это была уже седьмая попытка переизложить повесть Олеши. Предыдущие шесть (две радиопостановки и четыре театральные пьесы) восторгов публики не вызвали, так была велика вероятность снова разочаровать аудиторию.

Фото со съёмок. Первый съёмочный день. Под зонтиком - Алексей Баталов, на балконе - три толстяка
Фото со съёмок. Первый съёмочный день. Под зонтиком - Алексей Баталов, на балконе - три толстяка

Но, кажется, фильм всё-таки угодил зрителям и даже сегодня не смотрится устаревшим.

А что вы видите в баталовских «Трёх толстяках»: всё-таки бесхитростную детскую сказку или историю с подтекстом?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
-14