Алексей Баталов вошёл в историю советского кино как актёр обаятельный и многоплановый, и наверняка каждый сходу вспомнит пять-десять его известных ролей. Но ведь
Баталов пробовал себя и как режиссёр, и вполне успешно пробовал. Правда, эти его опыты менее известны.
Попробуйте, например, вспомнить ленты, поставленные Баталовым. Скорее всего, на ум придёт только один – сказка «Три толстяка».
О режиссёрском дебюте Алексея Владимировича я рассказывала раньше (это был фильм «Шинель» по Гоголю). Спустя шесть лет после премьеры Баталов снова решился занять кресло режиссёра и вместе с Иосифом Шапиро взялся за экранизацию повести Юрия Олеши. Сценарий, названный «Кукла наследника Тутти», Баталов написал сам, а помогал ему в этом брат и писатель Михаил Ольшевский. С таким же названием фильм пошёл в работу, но в конце концов ему вернули оригинальное название – «Три толстяка».
Задумывая постановку, Шапиро и Баталов решили отбросить разного рода вторые и третьи смыслы и намёки, которые закладывал в историю Олеша. По мнению режиссёров,
фильм «Три толстяка» должен был стать не философской сказкой с потайными подтекстами для взрослых в духе Евгения Шварца, а обычной приключенческой и даже где-то детективной лентой для детей.
Чтобы юные зрители полностью погрузились в историю, режиссёры старательно подбирали колоритных исполнителей. В ролях они видели молодых современников, которые готовы были целиком отдаваться роли, передавали бы своим героям чувства, напряжение и даже нервы. Одной из первых в картину попала 13-летняя актриса из Литвы Лина Бракните, двумя годами ранее снявшаяся в фильме «Девочка и эхо» и заслужившая массу похвал.
На роль Гаспара пригласили Валентина Никулина, звезду театра «Современник», а ведущего актёра БДТ Павла Луспекаева, тогда ещё не очень известного в кино, утвердили на роль генерала.
Сам же Алексей Баталов взялся играть одну из главных ролей – акробата Тибула, и для этого ему пришлось освоить мастерство канатоходца.
Съёмки «Трёх толстяков» проходили в самых разных местах. Часть действия отсняли в павильонах киностудии «Ленфильм», а
ради натуры группа отправилась в Таллин, где прекрасно сохранились старые строения, ставшие роскошной декорацией к сказке.
В Таллине случилась неприятная история. Для сцены, когда продавец воздушных шариков, улетает вместе с ними, решили создать куклу-дублёра актёра Николая Корноухова, игравшего того самого продавца.
Во время съёмок кукольный дублёр взлетел, как и задумывалось, но дальше всё пошло не по плану:
связка шаров утащила киношную куклу прямо за границу.
В итоге Корноухов принял участие в рискованном эпизоде сам, без дублёра.
Некоторые эпизоды снимали в Крыму, причём группа оказалась там уже осенью, а по сюжету нужно было снимать эпизоды летние.
Артисты, проведя несколько минут перед камерой в лёгких нарядах, вынуждены были потом отогреваться в ватниках. В Крыму тоже были свои сложности. Специалисты по декорациям и бутафоры создали фургон неудачной конструкции, в котором актёры должны были в кадре съезжать с горы. Но после каждого дубля съёмочная группа должна была выпрягать лошадей и вручную закатывать тяжеленный фургон на гору задом наперёд, потому что иначе вернуть его на исходную позицию было невозможно. Судя по фотографиям со съёмок, не чурался этого тяжёлого труда и сам Баталов.
Отдельно нужно отметить работу оператора Сурена Шахбазяна, благодаря которой фильм получился очень детальным. Сурен постоянно снимал с рук, поэтому даже режиссёры не всегда могли отследить через объектив, что происходит в кадре. Подвижный оператор постоянно носился по площадке, и угнаться за ним не было никакой возможности, зато картинка в итоге вышла очень динамичной и эмоциональной.
Решаясь на постановку «Трёх толстяков», режиссёры Алексей Баталов и Иосиф Шапиро осознавали риск. Это была уже седьмая попытка переизложить повесть Олеши. Предыдущие шесть (две радиопостановки и четыре театральные пьесы) восторгов публики не вызвали, так была велика вероятность снова разочаровать аудиторию.
Но, кажется, фильм всё-таки угодил зрителям и даже сегодня не смотрится устаревшим.
А что вы видите в баталовских «Трёх толстяках»: всё-таки бесхитростную детскую сказку или историю с подтекстом?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296