Права в колониях
До 1760 года парламент принял только около 100 законов, касающихся колоний, и большинство из них касались военных и экономических вопросов. Некоторые из провинций приняли значительную часть статутного права Англии, и все они придавали большое значение английским гарантиям основных прав. Английское общее право автоматически вступило в силу на всей территории Британской Америки. Хотя корона после 1690 года обычно требовала, чтобы колониальные ассамблеи направляли свои акты в Англию для одобрения или неодобрения королем в совете, это не было большой трудностью. По мере развития XVIII века имперское правительство занималось, прежде всего, приобретением новых колониальных территорий, установлением границ и поддержанием коммерческих интересов. Оно также уделяло определенное внимание англиканской (епископальной) церкви и ее доходам.
К концу колониального периода Пуританская или Конгрегационная церковь была основана в Массачусетсе, Нью-Гэмпшире и Коннектикуте. Дальше к югу Англиканская церковь была основана в Каролине, Джорджии, Вирджинии и Мэриленде и в четырех южных графствах Нью-Йорка, но ее владение в Северной Каролине и Западной Вирджинии было нестабильным. В других колониях, Род-Айленд, Пенсильвания, Делавэр и Нью-Джерси, церковь и штат были разделены. Дискриминация, имевшая место в конгрегационных и епископальных учреждениях, не означала, что пострадала религиозная терпимость. Напротив, в XVIII веке свобода вероисповедания получила гораздо более широкое признание в Британской Америке, чем в большинстве других частей мира. Крестоносцы Роджер Уильямс и либерал Уильям Пенн основали образцовые содружества, чье влияние широко ощущалось. Корона, различные владельцы и важные колониальные интересы, стремящиеся привлечь поселенцев, поощряли различные религиозные секты: Евреи - в Нью-Йорк и Род-Айленд; гугеноты - в Южную Каролину и Нью-Йорк; меннониты, дункарды и другие немецкие секты - в Пенсильванию; шотландско-ирландские пресвитерианцы - на земли от Нью-Гемпшира до Северной Каролины; римские католики - в Мэриленд. Такое разнообразие деноминаций помогло сохранить религиозную атмосферу свободной. В некоторых колониях евреям было запрещено иметь франшизу и занимать должность, но евреев было немного. В большинстве колоний римско-католики (отчасти из-за страха перед французами) были ограничены в свободе, но в римско-католических землях у них было гораздо больше свободы, чем у протестантов.
Темп колониальной жизни был дружелюбен к свободе мысли во всех областях. Как в Новой Англии, так и в южных провинциях захват устоявшихся церквей постепенно ослаблялся по мере того, как в XVIII веке они становились все более и более свободными. Среди простых людей быстро росли несогласные секты, среди интеллигенции - раскол. Налогообложение за создание церквей естественно вызывало все большее недовольство. Религиозное возрождение под названием "Великое пробуждение", достигшее полной мощи в 1730-х годах, возможно, указывало на то, что старые церкви не обеспечивали эмоционального и интеллектуального ореола, в котором нуждался народ. В Массачусетсе его возглавил Джонатан Эдвардс, красноречивый выпускник Йельского университета, чьи проповеди касались веры, греха и наказания; в средних колониях - Уильям Теннент, приехавший из Шотландии проповедовать с воодушевлением и основать "бревенчатый колледж" в Пенсильвании для обучения других ревностных священнослужителей; в Джорджии - неутомимый Джордж Уайтфилд, который вскоре начал гастролировать по другим колониям и наложил заклинание повсюду на огромную аудиторию. Движение продолжалось с бодростью на протяжении 1740-х годов, обратило в свою веру множество людей и, укрепляя дух бунта против старых форм религии, дало новую силу баптистам, новому светлому пресвитерианству, а со временем и методистам во главе с Джоном Уэсли.
Колонисты обладали, по крайней мере, такой же свободой слова, собраний и прессы, как англичане у себя дома. Когда Джон Питер Зенгер разрешил одному из политических лидеров в Нью-Йорке критиковать королевского губернатора в своем еженедельнике "New York Weekly Journal", он был арестован за клевету. Взволнованной апелляцией к присяжным пожилой, но бесстрашный Эндрю Гамильтон, адвокат Филадельфии, выиграл освобождение Зенгера на том основании, что на кону была фундаментальная британская свобода. Как следует из этого дела, Америка вскоре стала страной газет. К 1765 году каждая колония, кроме Делавэра и Нью-Джерси, имела, по крайней мере, одну, а весь список насчитывал 25. Дебаты в колониальных ассамблеях имели еще меньше запретов, чем в Вестминстере, и в целом были полностью освещены и обсуждены. Увеличилось количество публикаций брошюр. Промежуточные браки между народами разных национальностей породили новые поколения, не знающие из первых рук о Европе, считавшие себя чисто американцами. Все условия жизни в новой стране, где богатые природные ресурсы могли быть захвачены только решительными усилиями, способствовали развитию духа индивидуального предприимчивости, который трясся от скованности.
Конкурс с Францией
Конкурирующие требования в Северной Америке
Неизбежно, что Великобритания и Франция должны вести борьбу за господство в Северной Америке. Две державы не могли оккупировать одну и ту же землю без отчаянной борьбы за господство. По своему вековому курсу и далеко идущим последствиям это стало одним из эпических конкурсов современной истории. Это была длительная война между двумя народами, двумя культурами и двумя комплексами политических и религиозных институтов. Борьба с глубокой дикой природой в качестве окружения и фона и вовлечение племен коренных американцев в качестве участников с обеих сторон, ее марши, осады и битвы имеют живописную картину, редко встречающуюся в современной войне. Она породила вождей с высоким характером и способностями: Луи де Буад, граф де Паллуау и де Фронтенак, Антуан де ла Моте Кадиллак и Луи-Жозеф де Монкальм-Грозон, маркиз де Монкальм с французской стороны, а также Джеймс Вулф, Джеффри Амхерст, 1-й барон Амхерст, Джон Форбс и Джордж Вашингтон среди англо-американцев.
Во главе с Самуэлем де Шампленом и иезуитами, вспоминающими и францисканскими церковниками, французы с небольшим успехом стремились в первой половине 17 века развивать Канаду как колонию. Искали рыбу, меха и превращали в прохладные, трудные земли, им не удалось посадить сильные сельскохозяйственные поселения. Деспотическое, если не отцовское правительство Парижа, держало колонистов под жестким контролем вместо того, чтобы поощрять самоуправление и индивидуальную инициативу, основанную на английской модели; оно отказывало в иммиграции любым, кроме римских католиков, вместо того, чтобы приглашать людей всех вероисповеданий. К 1660 году только несколько тысяч французов были расселены по всей Канаде. Но когда на престол вступил Людовик XIV, он проявил интеллигентный интерес к Новой Франции. Его правительство посылало корабли эмигрантов, давало щедрые субсидии, поощряло разведку, помогало торговцам пушниной и миссионерам нести французское влияние через район Великих озер. В 1659 году в Квебек прибыл первый епископ, Франсуа де Монморанси Лаваль, способный, волевой человек, решительно настроенный на то, чтобы сделать церковь доминирующей в более оживленной и энергичной колонии.