Джон Генри Холлидей родился в 1851 г. в Джорджии. Он происходил из семьи джентльмена, чью жизнь разрушила Гражданская война. В наследство молодому Холлидею достались лишь хорошие манеры, умение стрелять и больная мать. В 1866 г она скончалась от туберкулёза, перед этим заразив и сына. В те времена способы передачи болезни никто не знал, всё обуславливал божий промысел.
Состояния семьи хватило, чтобы Холлидей получил приличное образование. Он решил стать доктором. В 20 лет Холлидей закончил Пенсильванский Колледж, получив специальность дантиста. Он занялся частной практикой, но дело не пошло. Мало кому хотелось сидеть с раскрытым ртом перед кашляющим Доком. Да, именно тогда, обострился его туберкулёз.
Типичным решением проблемы была смена климатической зоны. Теплая сухая погода ослабляет симптомы туберкулёза. В 1872-м Холлидей отправился в Техас и на какое-то время остановился в Далласе. Попытка возобновить практику дантиста провалилась. Доктор, больной туберкулёзом, мягко говоря, не стал популярным. Но были нужны деньги. Тогда Холлидей ударился в карточные игры. Попросту говоря, он стал шулером.
Период освоения этой опасной профессии прошёл громко. В канун нового 1873-го года в одном из салунов случилась перестрелка между Доком и хозяином заведения. Когда опустели барабаны револьверов и дым рассеялся оказалось, что никто не пострадал. Это спасло Доку жизнь, потому что именно его бросили в тюрьму и на него возложили всю вину за произошедшее. Как Холлидей решил вопрос с хозяином салуна история умалчивает, но его вскоре отпустили.
Техас в принципе нравился Доку. Он пожил какое-то время в Денисоне, а в 1875-м перебрался в Форт Гриффин. Там ему снова не повезло, потому что он был арестован “за игру в карты”. Его приговорили к штрафу. Платить было нечем и Док бежал. Судя по всему, бежал долго и далеко через Денвер (Колорадо) в Шайенн (Вайоминг).
Побыв там до марта 1876, Холлидей оценил прелести холодного климата для своего расшатанного здоровья, и вернулся в Техас. Однако там что-то пошло не так, и ему пришлось застрелить негра. После окончания Гражданской войны это считалось серьёзным преступлением. Кроме того, негр был солдатом. В результате, Холлидей едва успел скрыться в Колорадо.
Некоторое время Док оставался в Денвере, но однажды он что-то не поделил с Бадом Райаном, тоже профессиональным игроком, и порезал его ножом. Опять выход был найден в бегстве в Техас. В январе 1877-го Холлидей оказался в Далласе. Не на долго. Его арестовали “за игру в карты”. Когда, уплатив штраф, он вышел на свободу - то поспешил подраться с Генри Каном. Это закончилось плачевно. Кан достал револьвер и выстрелил в Дока.
В июле 1877-го никто бы и ломаного цента не дал за то, что Холлдей выкарабкается. Но он оправился от ранения и в сентябре был в Форте Гриффин, где устроился в одно из увеселительных заведений, как дилер игры в фаро. Здесь он познакомился с Уайатом Эрпом, который подобно ему мотался по Западу, ища применение своим талантам. Они сдружились, и когда в процессе обсуждения результатов игры Док порезал некого Эда Бэйли, вместе уехали из Техаса.
С мая 1878-го года Холлидей поселился в Додж Сити (Канзас). Он попытался снова заняться частной практикой как дантист. Уайат Эрп устроился помощником к маршалу Додж Сити Чарльзу Бассету. Здесь состоялось знакомство Холлидея с Батом Мастерсоном, в те годы шерифом округа Форд. Док стал частью круга лиц, заинтересованных в поддержании правопорядка.
Спокойная жизнь продолжалась недолго. В июле в Додж Сити убили помощника федерального маршала. Затем последовала серьёзная перестрелка в салуне. У Эрпа появились претензии к местными владельцам ранчо. Однажды группа ковбоев окружила помощника маршала около салуна Лонг Бранч. Явно назревало серьёзное противостояние. Док был в салуне и видел происходящее. Он вышел наружу с револьвером наперевес и прикрикнул на грязных пастухов. Эрп тоже выхватил оружие. Но один из ковбоев сделал это чуть раньше, что едва не привело к преждевременной кончине представителя закона. Холлидей прикрыл товарища огнём. Быстрый ковбой был ранен в плечо. А дружба между Уайатом и Доком окрепла как бетон.
К сожалению, климат зимнего Додж Сити не подходил больному Холлидею. В декабре 1878-го он уехал на Запад. Док осел в Лас-Вегасе, штат Нью Мексико, рядом с горячими источниками Монтесума Спрингс. Сухой теплый климат и целебная вода быстро восстановили здоровье Холлидея. В мае 1879 г он вступил в частную армию Бата Мастерсона, которую тот собрал для железнодорожной компании Санта Фе. Шла война с железнодорожной компанией Рио Гранде за право эксплуатировать ветку дороги к серебряным рудникам около Лидвилля. Однако подвигами армия Мастерсона блеснуть не смогла. Войска железнодорожной компании Рио Гранде окружили противника в одном из зданий в Пуэбло (Колорадо) и принудили к сдаче.
Похоже, в полной мере расплатиться за услуги Бат не смог. Тогда он сделал Доку подарок. Достоверно известно, что Мастерсон подарил Холлидею небольшой никелированный револьвер. Скорее всего, это был Кольт M1877 Молния 38-го калибра, недавно появившийся в продаже. Он был меньше знаменитого Миротворца M1873 и гораздо больше подходил для скрытого ношения.
Итальянская оружейная фирма Davide Pedersoli, известная производством высококачественных реплик исторического оружия, выпускает револьвер по мотивам описанного подарка. В модельной линейке компании немного револьверов, а клонов Кольта – есть лишь один. И это Doc Holliday Single Action. Из названия понятно, что у оружия одинарное действие. Оригинальный M1877 имел механизм двойного действия. Это самое существенное отличие. По размеру реплика и образец очень близки. Рукоять Pedersoli Doc Holliday в виде птичьей головки, которая сразу бросается в глаза, типична именно для Кольта Молнии.
Объясняется одинарное действие у предмета, претендующего на то, чтобы считаться репликой просто. На создание модели компанию подтолкнули многочисленные просьбы участников соревнований по ковбойской стрельбе. Они долго уговаривали руководство компании наладить выпуск револьвера, которым можно было бы дополнить винтовку Pedersoli Lightning Rifle и двустволку Pedersoli Wayat Erp, для участия в матчах. А правила ковбойской стрельбы требуют исключительно одинарного действия.
Однако неопытность компании в производстве оружия для ковбойской стрельбы сделало револьвер нежеланным на спортивных площадках. В своем стремлении к перфекционизму и высокой эстетике Pedersoli снабдили барабан выточками под ранты гильз. То есть патроны полностью утапливаются в цилиндре, никак не выступая. У остальных реплик этого нет. Поэтому на соревнованиях установилась практика проверять наличие патрона в подбойковой каморе через просвет между рамкой и барабаном (правила требуют заряжать лишь 5 патронов из шести возможных, оставляя под курком пустую камору). Как понимаете, в Doc Holliday Single Action всегда будет казаться, что патрона в подбойковой каморе нет, ведь рант не виден.
Револьвер выпускается в двух видах отделки: вороненый и никелированный. Тот и другой доступны к заказу со стволом 5 или 4 1/5 дюйма. На тыльной части рамки рукояти выгравирована подпись “J.H. Holliday”. Накладки сделаны из ореха с логотипом фирмы “dp”. Калибр 38 Special. У оригинала был 38 Long Colt. Такие патроны тоже можно заряжать в реплику, если вы их имеете. Впрочем, как и все более короткие, такие как 38 Short Colt.
Оружие у Pedersoli получилось необычное. Это не точная реплика какой-либо существовавшей модели. Качество изготовления и оформление на высочайшем уровне. Наверное, револьвер Doc Holliday Single Action стоит отнести к изящным оружейным курьёзам. А кому неинтересно прикоснуться к странной вещи? Так что, не думаю, что она скоро покинет модельную линейку компании.
(с) Свен Железнов
Читайте также:
Малокалиберные винтовки Henry Lever Action
Винтовки Henry Big Boy
Револьверы EMF/Pietta Great Western II
Карабин Джона Уэйна
Револьвер Клинта Иствуда
Нравится ли вам Pedersoli Doc Holliday Single Action ? Пишите в комментариях, пожалуйста.