Найти в Дзене
Вита Черёмухина

Что сгубило сериал "Однажды в сказке"?

Сериал "Однажды в сказке" (2011-2018) стартовал, как шоу практически уникальное в своей категории. Первые сезоны характеризовались высокими рейтингами просмотров и вниманием к проекту не только со стороны зрителей, но и со стороны критиков. Казалось, ничто не предвещало неудачи... Но начиная с четвёртого сезона рейтинги стали медленно, но неуклонно падать, а в пятом это падение стало прямо-таки стремительным.

Казалось шоу держится на плаву только по инерции, и к нему уже не относятся всерьёз ни зрители, ни актёры, ни сами создатели. В чём же причина такой деградации? Не только в том, что представление слишком затянулось и актёры долго выходили доигрывать на бис, но и в сменившейся на ходу концепции сюжета.

"Однажды в сказке" начинался как фентази-сериал. В нём была любовная линия: Белоснежка-Принц, у некоторых героев были свои истории замешанные на влюблённости и любви, но любовь и взаимоотношения не были главным, о чём нам хотели рассказать. И даже в истории феи Новы и гнома Мечтателя, ставшего в последствии Ворчуном, главными были не сами любовные отношения, а, например, трансформация Мечтателя в самого угрюмого из гномов при первом же соприкосновении с действительностью. И роль Мечтателя-Ворчуна в сериале вполне могла бы состояться и без романтической линии: он был активно действующим персонажем, участником сражений, побегов, катализатором тех или иных событий. То же можно сказать практически про всех героев, кроме вышеупомянутых Чамингов - потому что именно их отношения были названы "уникальным" случаем истинной любви. Их личности друг без друга были уже не полны, их постоянное возвращение друг к другу можно было бы с тем же успехом назвать возвращением к себе, и в 3 сезоне они даже разделили одно сердце на двоих.

У других же героев были другие "стержни". Регина, десятилетия жившая местью, перерождалась через любовь к сыну, училась любить. Для Эммы было важно повзрослеть, принять на себя ответственность и из "потерянной девочки" стать взрослой, разморозить свои чувства. Основными линиями Румпельштильцхена (Голда) были взаимоотношения с сыном, и взаимоотношения с силой магии - его собственное отношение к силе, её использование, не использование, цена магии. И пусть у Эммы был Нил, у Голда - Белль, но всё же это не было ключом к пониманию их образов.

Появление героев в одном кадре ещё не значит, что они состоят в отношениях.
Появление героев в одном кадре ещё не значит, что они состоят в отношениях.

В принципе, для драматического сериала это нормально. Так же как нормально и то, что какая-то часть аудитории - женская, побольшей части, но не только - любовным линиям уделяет больше внимания, чем основному сюжету. Если говорить на фанатском жаргоне - шипперит, следит за парами или мечтает свести вместе каких-то героев. На эту тему рисуются арты, делаются коллажи, пишутся фанфики, играются ролевые игры. Ничего плохого здесь нет - нормальная фандомная жизнь: довольно-таки интересно, весело и волнующе укуриваться по той или иной теме и общаться с людьми, которые на одной волне с тобой.

В общем, если взять те же "Звёздные войны" (серию фильмов) или многочисленные сериалы франшизы "Звёздные врата". На экране экшн, и то, что поклонники упорно сводят генерала Хакса с Кайло Реном, или устраивают из столкновений Рена с Рей целую историю красавицы и чудовища, может подогревать интерес к фильму или продажам символики, но вряд ли повлияет на последующие фильмы. Что касается "Звёздных врат", то фикрайтеры упорно искали однополую пару Родни Маккею, с какими только дамами не сводили майора Шеппарда - но, хотя создатели сериала явно были в курсе этого, за шесть сезонов умонастроения публики не оказало особого влияния на сценарий.

Как превратить драму в мелодраму? Трагедию в фарс?.. Спросите сценаристов сериала Эдварда Китсиса и Адама Хоровица, они в этом мастера.
Как превратить драму в мелодраму? Трагедию в фарс?.. Спросите сценаристов сериала Эдварда Китсиса и Адама Хоровица, они в этом мастера.

Но с "Однажды..." произошло что-то странное. Причём, пока я глотала по серии в неделю, подвох был незаметен, а вот взглянув сейчас на историю в целом - я поняла, что фентази-сериал превратился в сериал-мелодраму. Теперь не только для Прекрасного и Белоснежки любовная линия главная. Теперь в том же положении и все герои. Эмма весь 5 сезон заботиться только о Крюке, Крюк манипулирует ей, поддерживает её, признаётся в любви или мстит, но как бы то ни было, именно Эмма становится в центре внимания ещё недавно бравого пирата, для которого имело значение море, его команда, месть крокодилу. Но всё отступает на второй план, имеют значения только их отношения. У Регины - недавно злой королевы - тоже оказывается есть истинная любовь: благородный вор Робин Гуд, и начиная с конца третьего сезона - он и переживания о нём вытесняют из сферы её интересов почти всё, кроме дружбы с Эммой. То есть другие интересы тоже вроде бы есть, но на фоне этих двух линий - они как-то задвинуты на второй план. Причём дружба с Эммой так важна, судя по всему, лишь по той причине, что среди поклонников сериала уже давно распространилась мода на СвонКвин (переводя с фандомного на человеческий, Регину и Эмму ещё в первом сезоне стали сводить артеры и фикрайтеры). У меня складывается такое ощущение, что создатели сериала всерьёз озадачились тем, чтобы каждой твари каждому персонажу выдать по паре. Даже Зелене - Злой Ведьме Запада (Бастинда) прописали "истинную любовь" с владыкой царства мёртвых Аидом; даже мальчику Генри, которому по таймлайну сериала всего тринадцать лет, подсунули в качестве пары девочку Вайолет из Камелота. О паре Румпель-Белль я уже боюсь вспоминать, но тенденция видна и у них: чем дальше, тем больше они становятся зациклены на своих отношениях, двигаясь по странной амплитуде от "Я хочу быть для тебя всем" (Белль) - до "Я сделаю всё, чтобы стать достойным тебя"(Румпель) до "Ты мне вовсе не нужен"(Белль) и "Полюби меня чёрненьким"(Румпель)... Эти разборки в странном семействе становятся главной линией развития героев. И получается, что фентази-реальность становится всего лишь не имеющим особого значения антуражем (и зачем, спрашивается, надо было снимать заклятие со Сторибрука?) для многочисленных любовных историй.

Легендарный Камелот или красноватые декорации лимба кажутся лишь фоном для развития - довольно торопливого - отношений между парами. Такое ощущение, что теперь не фанаты следуют за создателями продукта масс-культуры, а создатели пытаются угодить вкусам фанов: им нравятся пейринги (сводить персонажей в пары)? они хотят больше поцелуев? страданий с последующими спасениями? Мы дадим им всё это. Зрелище, на мой взгляд, печальное, ибо невозможно вести за собой тех, кому угождаешь.