Эхолот — устройство уже давно не новое. Умный прибор пришёл на смену ручному лоту, которым в давнюю эпоху парусных судов меряли глубины водоёмов и проверяли особенности дна.
Гиря на верёвке (лотлине) опускалась матросом на дно. Потом лотовый выбирал шнур, и по разметке на нём определяли искомое. В углубление на гирьке вкладывали жир и толчёный мел: таким образом налипшие частицы грунта информировали моряков о характере дна под килем.
Современный #эхолот умеет не только точно определять глубины, но и «показывать» массу интересного: рельефы и особенности подводного мира, а также его жителей, за которыми рыбаки, собственно, и охотятся.
Новые технологии нередко отображают в 3D-формате картинку с точностью, превосходящей видео.
Почитайте, как эхолот помогал ловить кальмаров, а луна — мешала!
Словом, количество эхолотов на вооружении владельцев плавсредств растёт. А ещё увеличивается поток вопросов и жалоб на то, что эта сложная техника не всегда работает корректно. Причиной может быть либо неисправность эхолота, либо неправильная установка датчика-излучателя (он же трансдьюсер).
Куда и как грамотно ставить датчик-излучатель в катере и лодке (гребной, моторной)?
Классический, или транцевый, метод: установка на корме или за транцем моторной лодки.
В таком случае трансдьюсер крепится посредством специального кронштейна (можно сделать его быстросъёмным). Но этот способ чреват сильными помехами от кавитации.
К сожалению, угадать, насколько корректно будет работать эхолот с выбранным местом установки излучателя, невозможно. Поэтому специалисты рекомендуют не приделывать трансдьюсер «намертво» сразу, а на ходу провести испытания, чтобы вычислить максимально подходящее место.
Рассмотрим ещё один вариант: монтаж излучателя внутри лодки. Достоинства этого выбора очевидны — ничего не торчит снаружи корпуса, не оказывает дополнительного сопротивления на высокой скорости. При такой установке датчик монтируют либо непосредственно на дно лодки, либо в специальное отверстие корпуса. Последний метод более предпочтителен, и особо точные эхолоты с мощными сонарами в основном так и монтируются.
В корпусах крупных и рассчитанных на высокие скорости судов нередко даже предусмотрены специальные ниши для установки излучателей.
Принцип работы излучателя через препятствие
Вернёмся к эхолотам попроще.
Как обычный датчик функционирует через корпус судна? Физика процесса известна: звуковые волны легко проходят через такое препятствие и обратно.
Но прибору могут создавать помехи, скажем, пузырьки воздуха. Они часто остаются между слоями стеклопластика в процессе формовки. Так как снаружи это незаметно, до установки датчика вы и не узнаете, насколько удачно выбрано место. Сначала проверяем, только потом закрепляем основательно!
И о самом креплении
Датчики для забортной установки предсказуемо имеют обтекаемую форму.
Но вот прослойка воздуха между корпусом излучателя и лодкой «вводит» прибор в заблуждение и ухудшает точность его работы. Чтобы решить эту проблему, датчик ставят на монтажную подушку.
Нередко для этих целей используют «эпоксидку», но у неё два известных недостатка.
Во-первых, крепление на эпоксидную смолу — это приклеивание намертво. Это не всегда нужно. Во-вторых, развести состав совсем без пузырьков воздуха крайне сложно.
Использование разного рода герметиков (например, для вклейки автостёкол) практичнее: они однороднее, и в случае необходимости демонтировать излучатель тоже проще.
Некоторые рыбаки устанавливают жидкостную ванну, куда погружён датчик. Корпус (стакан) выполняют из подручных средств: электромонтажные коробки, пластиковые контейнеры, куски канализационной трубы или пластиковой бутылки. Умельцы «колхозят» такие ванны даже в лодках ПВХ!
Однако для «надувного флота» в ходу всё же в основном транцевое крепление. Если эхолот нужен исключительно для рыбалки, то пойдёт и размещение на специальной штанге за баллоном.