Найти в Дзене
Культурный Петербург

Ринальди целый день

Оглавление
Вид на Петерштадт в Ораниенбауме. Неизвестный литограф, Санкт‑Петербург, 1855–1865 гг.
Вид на Петерштадт в Ораниенбауме. Неизвестный литограф, Санкт‑Петербург, 1855–1865 гг.

В Ораниенбауме завершилась реставрация Почетных въездных ворот на территории бывшей потешной крепости Петерштадт.

Открытие обновленного архитектурного памятника проходило в  праздничной обстановке — под  барабанную дробь и  даже с  настоящими пушечными залпами. Церемония стала частью Дня Ринальди, организованного дирекцией музея-заповедника «Петергоф», составной частью которого и является Ораниенбаум.

Открытие восстановленных ворот было приурочено к  310-летнему юбилею архитектора Антонио Ринальди, для  которого эта постройка стала первой в  череде созданных им в России объектов.

СТИЛЬ И ВКУС

Постройки Ринальди отличаются строгостью и  простотой внешнего облика и  одновременно роскошью, изысканностью внутреннего убранства. Самым узнаваемым и  прославленным из  построенных им в Санкт-Петербурге зданий стал Мраморный дворец  — предполагаемый подарок императрицы своему фавориту графу Григорию Орлову. Гатчинский замок, а  также архитектурно-парковый ансамбль в  Ораниенбауме, бесспорно, тоже можно причислить к  самым выдающимся произведениям Ринальди.

По  мнению генерального директора Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елены Яковлевны Кальницкой, Антонио Ринальди — один из  самых важных петербургских архитекторов, самый лиричный и  трогательный, а  Почетные въездные ворота, на  восстановление которых ушел последний год, — уникальный, хоть и не очень большой памятник архитектуры, яркий и  романтический по своей сути.

ИСТОРИЯ ВОРОТ

Они — единственный уцелевший фрагмент гигантской потешной крепости, заложенной в 1756 году на берегу реки Карасты по велению великого князя Петра Фёдоровича. Петерштадт задумывался как игровое пособие по  военному делу в  натуральную величину, предназначенное для  юного наследника. После реставрации на  свое исконное место были возвращены позолоченный флюгер в форме яблока, на  котором красуется число 1757 — дата, означающая год сооружения, а также, сиротливо пролежавшая последние десять лет в парке чугунная решетка, некогда изготовленная в Сестрорецке.

Постройки Ринальди отличаются строгостью и простотой внешнего облика и одновременно роскошью, изысканностью внутреннего убранства. Самым узнаваемым и прославленным из построенных им в Санкт‑Петербурге зданий стал Мраморный дворец.

А ЕЩЕ — КАТАЛЬНАЯ ГОРКА

Еще  один ансамбль, возведенный по  проекту Антонио Ринальди и  пока находящийся на реставрации, тоже наглядно демонстрирует масштабность развлечений царского двора. Речь идет о  любимом увеселении императрицы Екатерины  II — Катальных горках. Народная зимняя забава — скатывание на  санях с  ледяных гор — получила в XVII веке широкое распространение в  высших кругах общества, результатом чего стало появление в  Ораниенбауме необычного сооружения: летней «Горы для полетов».

Архитектурный комплекс включал в  себя нарядный павильон с  примыкающими к  нему волнообразными скатами и  крытые прогулочные галереи колоннад протяженностью 530 метров. Спусковая площадка находилась на  высоте 20 метров, а  съезд осуществлялся на  специально сконструированных резных золоченых колясочках.

После смерти императрицы масштабное сооружение начало приходить в  упадок. Сырость методично разрушила деревянные скаты, перекрытия и  фундаменты прогулочных галерей, что  привело к их обрушению их в 1813 году. Полностью они были демонтированы в 1859–1861 годах.

УНИКАЛЬНОСТЬ И ФИНАНСЫ

Уцелел лишь трехэтажный павильон Катальной горки. Считается, что  в  этом, одно-временно ажурном и  монументальном сооружении Ринальди отдал последнюю дань уходящей эпохе барокко, используя при  этом элементы классицизма. Интерьеры здания уникальны: это единственный в  России памятник архитектуры XVIII  века с  сохранившимися напольными покрытиями из искусственного мрамора.

В  1980–1990-х годах недостаточное финансирование сказалась на  качестве проводимых реставрационных работ в  павильоне, поэтому необходимость проведения новой капитальной реставрации вскоре стала очевидна. На  настоящий момент ход работ предусматривает ремонт фасада, отделку парадных интерьеров, а  также создание автоматизированной системы климат-контроля. Памятник планируют вновь открыть для посетителей в 2023 году.

ДВОРЕЦ КАК ДАЧА

Судьба другого знаменитого творения Антонио Ринальди, наоборот, до  сих пор складывается довольно счастливо. Китайский дворец, созданный в  нехарактерном для  России стиле рококо, является частью дворцово-паркового комплекса «Собственная дача» Екатерины II. Здание в прямом смысле задумывалась как  дача, куда приезжают отдыхать на  лето, поэтому, несмотря на  изысканность постройки, никакого отопления в  ней не  предусматривалось. Зимой дворец полностью промерзал, весной его размораживали, и  со  знаменитой стеклярусной отделки в  Малом китайском кабинете ручьями бежала вода… В каком состоянии находились внутреннее убранство залов (расписной шелк, тончайшая лепка, живопись) и паркетные полы, созданные по  рисункам Ринальди, сложно даже представить.

В настоящее время в здании установлена система поддержания температурно-влажностного режима, благодаря которому негативное воздействие характерного для Петербурга и  окрестностей климата на уникальные интерьеры сведено к минимуму.

Императрица задумывала этот дворец как  очередную за-баву, а он неожиданно простоял многие годы, не  утратив своей самобытности и красоты.

Полина ГОЛОЩАПОВА

КАК РИНАЛЬДИ ОКАЗАЛСЯ В РОССИИ

Антонио Ринальди
Антонио Ринальди

Антонио Ринальди родился в дворянской семье на юге Италии, предположительно в Неаполе. Избрав своим призванием архитектуру, он поступил на обучение к одному из ведущих мастеров позднего барокко и непосредственного предшественника классицизма — Луиджи Ванвителли. Вместе с другими учениками и сыновьями зодчего молодой архитектор участвовал в создании многих шедевров Ванвителли. В 1751 году Ринальди уже как состоявшийся мастер прибыл в Россию, где в скором времени был назначен архитектором «малого двора», так тогда именовали ближайшее окружение наследника престола. С восшествием на трон Екатерины II итальянец приобретает статус придворного архитектора.

Василий СМИРНОВ

КАК РИНАЛЬДИ УЕХАЛ ИЗ РОССИИ

Несчастный случай прервал плодотворную деятельность итальянца в России: архитектор сорвался со строительных лесов возводимого им здания Большого театра. Из‑за полученной травмы, лишившей его возможности полноценно работать, он вынужден был вернуться на родину, где до конца жизни получал от русского двора ежегодную пенсию.

Евгений ЯКОВЛЕВ

Культурный Петербург №10 (97) 2019