На канале НТВ состоялся показ сериала «Хождение по мукам» по мотивам трилогии Алексея Николаевича Толстого.
Содержание многостраничного произведения советского классика авторы экранизации «уложили» в 12 серий, показанных всего за полторы недели. При этом в один вечер публика могла увидеть сразу две серии. Вроде бы привычная схема премьерного показа любого сериала, которой нынче трудно удивить телезрителей. Однако в случае с данной премьерой подобная продюсерская торопливость обернулась определенными издержками по части восприятия. Все-таки перед нами были не очередные «ментовские войны», а версия одного из ключевых произведений российской словесности ушедшего века. Тем более, что ее анонсировали как экранное произведение, посвященное 100-летию Великой русской революции.
После всяческих псевдоисторических сериалов про Парвуса и Троцкого, испеченных будто праздничный пирог к означенному юбилею, «Хождение по мукам» ожидалось как серьезное телепроизведение. Порукой подобным ожиданиям было имя режиссера Константина Худякова, о котором у любителей кино со стажем были сочувственные воспоминания (если кто помнит его драму «Успех»). Было понятно, что ему, как постановщику, придется вступать в борьбу за современного зрителя категории от 18 до 40, память которого вряд ли хранит как впечатления от самой трилогии А.Н. Толстого, так о двух ее версиях 1957 и 1977 годов соответственно.
Трудность была еще и в том, что сам текст трилогии не выглядит гармоничным и выверенным произведением, так как Толстой творил его на протяжении двух десятков лет, когда порою обстоятельства его жизни менялись самым кардинальным образом. А если учесть, что трилогия «Хождение по мукам» чаще всего воспринималась как история исканий и борений русской интеллигенции на сломе эпох, то станет очевидной смысловая и идеологическая нагрузка, порою подминающая сюжет и характер знаменитой книги под себя.
Автор сценария сериала Елена Райская – драматург опытный и набивший руку на создание экранных циклов, причем с очевидными навыками адаптации замысла в процессе воплощения под эстетику будущего канала премьерного показа. Для получения некой творческой индульгенции по части сравнения с текстом книги в заголовок сериала вынесена пресловутая формула «по мотивам». Увы! Она стала критической и определяющей те операции по вивисекции сюжетных линий, а затем – и смысла экранизируемой книги. Второстепенные персонажи вдруг выросли в полноправных главных героев, некоторые ключевые эпизоды и фабульные повороты были отброшены за ненадобностью, а в сериале вместо них появились непонятные и бессмысленные с точки зрения развития характеров сцены. Все это можно было принять и простить, если бы в сериале существовало главное – развитие характеров и судеб четверки центральных героев, про которых Толстой и сочинил свою трилогию.
К счастью, они в сериале присутствуют: сестры Булавины – Катя (Юлия Снигирь) и Даша (Анна Чиповская), и соответственно их возлюбленные – Рощин (Павел Трубинер) и Телегин (Леонид Бичевин). История формирования двух влюбленных пар поначалу в сериале кажется вполне соответствующей тому, каким они был узнаны при чтении романа. Но чем дальше сериал набирал обороты, тем все чаще возникало удивление от того, что в кадре оказывались совсем уж непонятные иные персонажи. Так и непонятно по прошествии дюжины серий: зачем было превращать историю грабежей Жадова (Андрей Мерзликин) в сквозной сюжет? И почему футуристка Лиза Расторгуева стала вдруг его напарницей? Понимаю, что нынче без Светланы Ходченковой, которая ее играет, не обходится ни один проект, но никак не могу взять в толк наличие в данной экранизации подобных превращений. Вот и получается, что вместо серьезной драмы духовных поисков мы видим только лишь эпизоды народных бунтов, батальные сцены, грабежи и убийства, наскоро соединенные отдельными эпизодами согласно фабуле литературного первоисточника.
Только к финалу начинаешь понимать всю «глубину» замысла авторов, превращающих свой сериал в некое подобие нтвшных криминальных программы и сериалов. Главные герои при этом теряются в толпе террористов, грабителей и бандитов, а «трагическая» гибель в перестрелке пары Жадова-Лизы и есть, видимо, кульминация всего сериала. Этакие «Бонни и Клайд» времен гражданской войны. Аналогичная история с гипертрофированным разрастанием роли случилась и с поэтом Бессоновым (Анатолий Шагин), которому волею авторов «продлили» жизнь аж до последней серии, превращая его чуть ли не в центрального персонажа. Но потом все-таки «заставили» застрелиться, за кадром.
В принципе со всеми подобными издержками современной версии можно было бы смирится, если бы не одно очень серьезное «но». А заключается оно в том, что судьбы всех членов главного квартета героев начинают теряться в подобной гангстерско-приключенческой мешанине. И – что самое главное – чем ближе к финалу сериала, тем и сестры, и их возлюбленные становятся похожими друг на друга. А ведь у каждого из их был свой путь, своя дорога в ту новую Россию, куда привела их авторская воля Алексея Николаевича Толстого. У Райской и Худякова, видимо, иной взгляд на эти разные судьбы.
Печальный результат очередного 12-серийного телевторжения на территорию литературной классики потвердился опросами сотрудников городских библиотек: текст «Хождения по мукам» спрашивают единицы. Совсем не так, как когда-то «Идиота». Финальной точкой в восприятии нынешнего сериала стал случайно услышанный в кафе на Малой Садовой улице разговор двух дам, чей возраст давал основания предполагать, что они видели когда-то первую киноверсию трилогии А.Н. Толстого. Одна из беседующих дам терпеливо разъясняла другой кто есть в кто в новом сериале. Когда я услышал фамилии Юлии Снигирь и Анны Чиповской из уст опытной телесмотрительницы, то вдруг осознал, что усилия творцов сериала не пропали даром. Зрители хотя бы запомнили тех актрис, которые сыграли сестер Булавиных. В отношении Телегина и Рощина такой информации я услышать не успел…
Сергей Ильченко
Профессор, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения
https://jf.spbu.ru/