Найти тему
Культурный Петербург

ДЮЖИНА СЕРИЙ В СПИНУ КЛАССИКА

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

На канале НТВ состоялся показ сериала «Хождение по мукам» по мотивам трилогии Алексея Николаевича Толстого.

Содержание многостраничного произведения советского классика авторы экранизации «уложили» в 12 серий, показанных всего за полторы недели. При этом в один вечер публика могла увидеть сразу две серии. Вроде бы привычная схема премьерного показа любого сериала, которой нынче трудно удивить телезрителей. Однако в случае с данной премьерой подобная продюсерская торопливость обернулась определенными издержками по части восприятия. Все-таки перед нами были не очередные «ментовские войны», а версия одного из ключевых произведений российской словесности ушедшего века. Тем более, что ее анонсировали как экранное произведение, посвященное 100-летию Великой русской революции.

После всяческих псевдоисторических сериалов про Парвуса и Троцкого, испеченных будто праздничный пирог к означенному юбилею, «Хождение по мукам» ожидалось как серьезное телепроизведение. Порукой подобным ожиданиям было имя режиссера Константина Худякова, о котором у любителей кино со стажем были сочувственные воспоминания (если кто помнит его драму «Успех»). Было понятно, что ему, как постановщику, придется вступать в борьбу за современного зрителя категории от 18 до 40, память которого вряд ли хранит как впечатления от самой трилогии А.Н. Толстого, так о двух ее версиях 1957 и 1977 годов соответственно.

Трудность была еще и в том, что сам текст трилогии не выглядит гармоничным и выверенным произведением, так как Толстой творил его на протяжении двух десятков лет, когда порою обстоятельства его жизни менялись самым кардинальным образом. А если учесть, что трилогия «Хождение по мукам» чаще всего воспринималась как история исканий и борений русской интеллигенции на сломе эпох, то станет очевидной смысловая и идеологическая нагрузка, порою подминающая сюжет и характер знаменитой книги под себя.

Автор сценария сериала Елена Райская – драматург опытный и набивший руку на создание экранных циклов, причем с очевидными навыками адаптации замысла в процессе воплощения под эстетику будущего канала премьерного показа. Для получения некой творческой индульгенции по части сравнения с текстом книги в заголовок сериала вынесена пресловутая формула «по мотивам». Увы! Она стала критической и определяющей те операции по вивисекции сюжетных линий, а затем – и смысла экранизируемой книги. Второстепенные персонажи вдруг выросли в полноправных главных героев, некоторые ключевые эпизоды и фабульные повороты были отброшены за ненадобностью, а в сериале вместо них появились непонятные и бессмысленные с точки зрения развития характеров сцены. Все это можно было принять и простить, если бы в сериале существовало главное – развитие характеров и судеб четверки центральных героев, про которых Толстой и сочинил свою трилогию.

К счастью, они в сериале присутствуют: сестры Булавины – Катя (Юлия Снигирь) и Даша (Анна Чиповская), и соответственно их возлюбленные – Рощин (Павел Трубинер) и Телегин (Леонид Бичевин). История формирования двух влюбленных пар поначалу в сериале кажется вполне соответствующей тому, каким они был узнаны при чтении романа. Но чем дальше сериал набирал обороты, тем все чаще возникало удивление от того, что в кадре оказывались совсем уж непонятные иные персонажи. Так и непонятно по прошествии дюжины серий: зачем было превращать историю грабежей Жадова (Андрей Мерзликин) в сквозной сюжет? И почему футуристка Лиза Расторгуева стала вдруг его напарницей? Понимаю, что нынче без Светланы Ходченковой, которая ее играет, не обходится ни один проект, но никак не могу взять в толк наличие в данной экранизации подобных превращений. Вот и получается, что вместо серьезной драмы духовных поисков мы видим только лишь эпизоды народных бунтов, батальные сцены, грабежи и убийства, наскоро соединенные отдельными эпизодами согласно фабуле литературного первоисточника.

Только к финалу начинаешь понимать всю «глубину» замысла авторов, превращающих свой сериал в некое подобие нтвшных криминальных программы и сериалов. Главные герои при этом теряются в толпе террористов, грабителей и бандитов, а «трагическая» гибель в перестрелке пары Жадова-Лизы и есть, видимо, кульминация всего сериала. Этакие «Бонни и Клайд» времен гражданской войны. Аналогичная история с гипертрофированным разрастанием роли случилась и с поэтом Бессоновым (Анатолий Шагин), которому волею авторов «продлили» жизнь аж до последней серии, превращая его чуть ли не в центрального персонажа. Но потом все-таки «заставили» застрелиться, за кадром.

В принципе со всеми подобными издержками современной версии можно было бы смирится, если бы не одно очень серьезное «но». А заключается оно в том, что судьбы всех членов главного квартета героев начинают теряться в подобной гангстерско-приключенческой мешанине. И – что самое главное – чем ближе к финалу сериала, тем и сестры, и их возлюбленные становятся похожими друг на друга. А ведь у каждого из их был свой путь, своя дорога в ту новую Россию, куда привела их авторская воля Алексея Николаевича Толстого. У Райской и Худякова, видимо, иной взгляд на эти разные судьбы.

Печальный результат очередного 12-серийного телевторжения на территорию литературной классики потвердился опросами сотрудников городских библиотек: текст «Хождения по мукам» спрашивают единицы. Совсем не так, как когда-то «Идиота». Финальной точкой в восприятии нынешнего сериала стал случайно услышанный в кафе на Малой Садовой улице разговор двух дам, чей возраст давал основания предполагать, что они видели когда-то первую киноверсию трилогии А.Н. Толстого. Одна из беседующих дам терпеливо разъясняла другой кто есть в кто в новом сериале. Когда я услышал фамилии Юлии Снигирь и Анны Чиповской из уст опытной телесмотрительницы, то вдруг осознал, что усилия творцов сериала не пропали даром. Зрители хотя бы запомнили тех актрис, которые сыграли сестер Булавиных. В отношении Телегина и Рощина такой информации я услышать не успел…

Сергей Ильченко

Профессор, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения

https://jf.spbu.ru/