Найти тему
muntaqa.info

Положение имама Такыюддина ас-Субки

У мусульман популярны несколько направлений в трактовке вопросов вероубеждения. По этой причине в истории не раз вспыхивали жаркие прения и противостояния между школами. Раньше они в основном ограничивались кругом ученых. Сейчас более всего в них проявляют себя рядовые последователи определенных групп. Но могут ли эти противоречия быть объективной причиной для отрицания достоинств ученых другой стороны?
У мусульман популярны несколько направлений в трактовке вопросов вероубеждения. По этой причине в истории не раз вспыхивали жаркие прения и противостояния между школами. Раньше они в основном ограничивались кругом ученых. Сейчас более всего в них проявляют себя рядовые последователи определенных групп. Но могут ли эти противоречия быть объективной причиной для отрицания достоинств ученых другой стороны?

Во время имама Ибн Таймии жили выдающиеся ученые, и часть из них была его противниками по ряду вопросов. Одним из таких противников был имам Такыюддин ас-Субки аш-Шафии.

Утратил ли он свое положение знающего и уважаемого ученого из-за противостояния с имамом Ибн Таймией по вопросам фикха и убеждений? И как к нему относился сам имам Ибн Таймия?

Посмотрим.

Его учитель хафиз Шарафуддин Абу Мухаммад ад-Дымьяты аш-Шафии сказал другому его учителю, имаму шафиитов своего времени Ибн Раф’а: «Он — имам мухаддисов». Ответил Ибн Раф’а: «И имам правоведов». Дошли эти слова до его учителя Аляуддина аль-Баджи, и он сказал: «И имам усулистов».
См. «Табакат аш-шафиия аль-кубра» 10/196.

Писал о нем в его биографии шейх Саляхуддин ас-Сафади аш-Шафии: «Ученый, практик, аскет, много поклоняющийся, скромный, страшащийся Аллаха, искусный, выдающийся ученый, шейх уль-Ислам, знаток этой общины, муфтий различных групп, учитель чтецов Корана, мухаддис, прошедший большие расстояния за знаниями, муфассир, факых, усулий, знаток красноречия, поэт, ученый логики, мастер диспута, собравший знания различных отраслей, выдающийся представитель своего времени, глава шариатских судей, исключительный из муджтахидов».
См. «А’ян аль-‘аср» 3/416-417.

Сказал о нем имам аз-Захаби аш-Шафии: «Не поднимался после (Изза) ибн Абдуссаляма на этот минбар (Омавийской мечети) более великий человек, чем он».
И сказал:
«Самый большой хафиз среди шейхов своего времени, лучший хатыб из них и лучший судья».
См. «А’ян аль-‘аср» 3/423.
И сказал:
«Кады, имам, выдающийся ученый, факых, мухаддис, хафиз, гордость ученых».
См. «Аль-Му’джам аль-мухтасс би аль-мухаддисин», с. 166.

Высказался шейх уль-Ислам Ибн Таймия, признавая его достоинство и знание, отличая от многих других ученых, которые писали ему опровержения: «Не делал мне опровержение (настоящий) факых (в вопросе о разводе), кроме ас-Субки».
См. «А’ян аль-‘аср» 3/428.

Писал его сын - имам Таджуддин ас-Субки аш-Шафии: «Достоверно передается разными путями от шейха Такыюддина Ибн Таймии, что никого из своих современников он не возвеличивал так, как возвеличивал его (Такыюддина ас-Субки), и что он многократно отзывался с похвалой о его (ас-Субки) труде в опровержение на него (Ибн Таймию)».
См. «Табакат аш-шафиия аль-кубра» 10/194.

Передавал его сын имам Таджуддин ас-Субки аш-Шафии: «А что касается хафиза Абу аль-Хаджаджа аль-Миззи, то он писал своей рукой словосочетание «шейх уль-Ислам» только про него (Такыюддина ас-Субки), про шейха Такыюддина Ибн Таймию и про шейха Шамсуддина Ибн Аби Умара (аль-Макдиси аль-Ханбали)».
См. «Табакат аш-шафиия аль-кубра» 10/195.

Говорил о нем хафиз аль-‘Алляи аш-Шафии: «Люди говорят, что не было после аль-Газали подобного ему (ас-Субки), и по-моему они тем самым несправедливы к нему, и он для меня не иначе как подобен Суфьяну ас-Саури».
См. «Табакат аш-шафиия аль-кубра» 10/197.

Источник

Наши страницы в социальных сетях:

twitter | youtube | instagram | facebook | vkontakte | telegram