Найти тему
Игумен Евмений

О духовности, избегающей материальности

Изначально люди обращаются к религиям и к духовным практикам для того, чтобы прикоснуться к своей душе, познать свою глубину, открыть в себе Божественный Свет, с которым, зачастую не чувствуют соединенности, проживая свою жизнь исключительно на внешнем, социальном уровне.

Внутреннее пространство человека – огромная Вселенная, такая же необъятная как внешняя Вселенная, оно подобно ночному звездному небу. Духовность, по сути, есть именно этот импульс, поиск метафизического, трансцендентного, божественного измерения жизни. И здесь мы ищем не столько как теоретического познания, но и сонастроенности, сопричастности этому Божественной неизреченной Тайне.

Однако, нередко люди ищущие духовности, так глубоко погружаются в религиозность (которая, по сути, лишь "рамка" для "картины" духовности), что теряют связь с внешним миром, обесценивая материальное измерение жизни как второстепенное, греховное, «мирское», иллюзорное. Религиозность - огромный пласт культурных и интеллектуальных наслоений многих веков, в которых изначальный божественный свет теряется подобно тому, как свет солнечный меркнет во множестве витражных стеклышек...

Зачастую такое бегство происходит потому, что жить в социальном измерении для многих трудно, больно, "искатели", порой, не могут найти себя, реализовать себя во внешнем мире: в семье, в делах, в творчестве. Религия задает этим задачам определенные форматы: правила, каноны в творчестве, предлагает уже готовые ответы на экзистенциальные вопросы. И, найдя эти удобные пространства и погрузившись в них, "искатели" перестают искать, а отрицают материальное и социальное, проживая (умом) в мире образов и архетипов, погружаясь в различные "практики" и проводя многие часы у ног духоносных учителей. Ответы найдены, просто нужно больше молиться и медитировать, и желанный покой придет! Фактически, это бегство от социальной и материальной реальности, в религиозный транс. Иногда "легчает", но реальность (в лице наших ближних, прежде всего) продолжает стучаться и стучаться к ним...

Одной из ключевых идей в христианстве является послание о Воплощении Бога. Это и есть основная метафора: Сын Божий воплотился, стал человеком, показав людям, что и они, осознав своё сыновство Высшему, призваны воплотиться здесь, на земле, прожив свою земную жизнь так, чтобы высшие ценности воплотить в земных реалиях. Историческое христианство сфокусировалось на образе Идеального Богочеловека, и умолчало о том, что Он оставил нам образ, показал пример того состояния целостности, к которому призван каждый из нас.

Духовные книги, здания храмов, облачения священнослужителей – все это лишь материальные указатели на божественное измерение жизни. Бессмысленно молиться перед указателем с надписью "Бог". Священные предметы не являются "носителями" или "олицетворителями" Бога, на чём религии так усиленно настаивают, чему обучают своих последователей. Основоположник христианства, "Быв спрошен фарисеями, когда придет Царство Божие, отвечал им: не придет Царство Божие приметным образом и не скажут: «вот оно здесь», или «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк. 17:20-21), делает акцент не на собственных словах или священных символах, но исключительно на внутреннем измерении. Открыв это измерение, один из Его учеников, говорит остальным: "каждый оставайся в том звании, в котором призван" (1Кор. 7, 20), то есть, каждый призван воплотить сакральное на том месте, на котором он оказался в момент призвания.

Духовность с бегством от материальности – это, по сути, отрицание идеи воплощения как соединенности божественного и человеческого в каждом из нас. Конечной задачей, целью духовного поиска человека является не переход из материального в духовное, а обретение целостности, открытие в себе внутреннего измерения, которое придает вкус, смысл и суть внешнему. В этом состоянии между внутренним и внешним отсутствует перегородка, восприятие становится целостным, ты понимаешь, что душа твоя и "внутри" и "снаружи" одновременно, что Свет Бога, Который есть Любовь, лучится через тебя, где бы ты не находился, а вернее, ты сам и есть этот струящийся свет, ты сам есть эта Любовь, сияющая в светильнике твоей телесности.

(из интервью игумена Евмения Андрею Богомолову
в программе "Невыдуманные герои")