Найти в Дзене
Творческий полёт

Малыши любят слушать сказки, но каждый второй из них с удовольствием сочинит свою

Жизнь маленького человека находится всегда между реальным миром и миром его фантазий и ощущений. Взрослые ругают ребенка за обман, выдумки, а это, оказывается, полет детской фантазии, чтобы жизнь стала немного интересней и не слишком банальной.

Если ваш малыш все время что-то выдумывает, фантазирует – пора сочинять сказки! Прежде, чем начать сочинять, надо сначала решить, какая это будет сказка: волшебная, где есть всякие превращения и фантастические существа, или бытовая – герои обычные люди: дед и бабка, мачеха и падчерица. А может, ребенок любит растения и животных, – тогда сказка будет про них.

Выбираем жанр сказки: волшебная, бытовая, про животных.

Дальше продолжаем фантазировать и выбираем героев сказки. Если это фантастические герои, то Баба Яга, Леший, Русалка, Кикимора болотная, Змей Горыныч, Кащей бессмертный. Можно выдумать и своего необычного героя, например Абракадабра.

Рассуждаем с ребенком, какой это герой, как он выглядит, чем или кем питается, какая у него есть сила или умения, злой он или добрый, с кем он дружит, а кого видеть не может. А умеет ли он разговаривать? Может быть, он говорит на особом своём языке, который нужно научиться понимать. Что нужно сделать, чтобы победить или изменить этого героя.

В бытовой сказке героями будут обычные люди, вспомним, например, сказку «Снегурочка». Хотя и в этой сказке сама Снегурочка все-таки немного фантастическое существо, потому что не знает она человеческих чувств.

Придумываем героев сказки и наделяем их своими качествами, умениями и силой.

Далее придумываем начало, зачин. Обычно сказка начинается так: «Жили-были старик со старухой...» или «В некотором царстве, в некотором государстве...». Но можно придумать и свое оригинальное начало: «Однажды в одном темном-темном лесу, на широкой полянке..." или «В некотором городе, на самой его окраине стоял дом...».

Начало сказки должно заинтриговать слушателя или читателя, чтобы захотелось узнать, о чем же будет сказка.

Чтобы сказка была интересной, надо заранее подобрать эпитеты, сравнения, например, при описании Абракадабры можно употреблять обороты "огромная, как гора", "рычит, словно водопад", "шагает – земля трясется". Подойдут народные пословицы и поговорки.
  • «Где силой не возьмешь, там хитрость на подмогу»
  • «Коль чаем угощают — значит, уважают»
  • «Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом упал»
  • «Слову верь, а дело проверь»
  • «Друг познается в беде»
  • «Худо тому, кто добра не делает никому»

Составляем план сказки.

  1. О чем надо рассказать в начале, каких героев представить.
  2. Куда герои пошли, что с ними приключилось, с кем встретились.
  3. Что случилось в кульминации.
  4. Придумать интересную развязку.

Подумать, чему может научить эта сказка.

Любая сказка сочиняется не просто так, а с какими-то нравоучениями. Опираться здесь надо на те же народные мудрости: добро побеждает зло, дружба творит чудеса.

Кого-то победить или изменить с помощью доброй силы. Вывести злодея на чистую воду и высмеять его. Наказать лгуна или вруна какими-то испытаниями.

Надо обсуждать с ребенком все эти моменты. А как мы сделаем, что Абракадабра станет доброй? А может, кто-то полюбит Абракадабру? Или она превратится в пыль под действием волшебной палочки? Можно напридумывать десятки вариантов и выбрать, какой больше понравится ребенку.

Начинаем записывать сказку и корректировать текст.

Ребенок рассказывает придуманную сказку, а вы записываете её, подбирая и корректируя предложения. Это самый трудный период работы, потому что иногда приходится менять не только слова, но и поворот сюжета.

-2

В конце сказки вставить вывод и заключительную фразу: «На этом сказке конец, а кто слушал — молодец!»

Если вы смогли записать придуманную малышом сказку, то сможете и нарисовать иллюстрации. Это будет увлекательное занятие!