Неофициальная расшифровка слова кросс (кабельное распределительное оборудование систем связи) довольно точно отражает его назначение. Основная функция кросса – соединение линейных и станционных кабелей (т.е. линий связи и оборудования), есть и дополнительные функции, основные из которых – подключение измерительных приборов к линиям связи, установка устройств защиты.
Переключения и подключения в кроссах делаются вручную с помощью кроссировок или подключения измерительных или коммутационных устройств к контактам кроссовых модулей («плинтов»). Совершенно логично возникает идея о том, что этот процесс хорошо бы автоматизировать. И идея эта была реализована в нескольких странах с высокой стоимостью рабочей силы.
Первой страной, где автоматические кроссы начали массово применяться, стала, по-видимому, Япония. Это происходило начиная с 90-х годов. Японские авторы в своих работах применяют термин Smart-MDF (Smart Main Distribution Frame). Японцы решили, соединители на герконах (как в квазиэлектронных АТС) недостаточно круто и изобрели сложную механическую систему, немного похожую на ручной коммутатор, роль телефонистки в котором выполняют «роботы».
Знакомый, работавший в KRONE, рассказывал об оптическом кроссе в тоннеле под Ла-Маншем. Оптические шнуры в соединители втыкали такие же «роботы», а два раза в год приходилось эти шнуры распутывать. Больше похоже на корпоративную байку, но за что купил, за то и продаю …
Одна из важнейших функций автоматического кросса – переключение сервисов. Т.е. не нужно идти к кроссу, делать кроссировки, подключать сплиттер - оператор все сделает, не отходя от компьютера.
Конечно же, фирма KRONE не могла поступиться своим реноме признанного лидера и решила показать, что тоже может … Идея реализовать автоматический кросс на сложнейшая электромеханике могла прийти, кроме японцев, разве что немцам.
Главный кросс S-MDF позволяет изменять тип абонентской линии, переключать сервисы (например xDSL – POT), может применяться для оперативных переключений оконечных устройств на ведомственных и специальных сетях. Стандартные емкости кросса системная/линейная сторона: от 128/200 до 4352/5400 пар (сомневаюсь, что она была реализована). Теоретически возможная максимально возможная емкость – 40000 портов.
Опыт эксплуатации таких кроссов показал, что принцип коммутации с помощью роботов не обеспечивает достаточной надежности. Из-за сложности конструкции и большого количества механических частей ремонт такого оборудования стоит дорого
Лет 10 назад еще оставались последние нераспроданные стойки кроссов. Надеюсь, что что хотя бы один из них окажется в техническом музее. Smart MDF того стоит.
В 2007 году в Анапе была тусовка связистов (Конференция «Кабели и линии связи»), я к ней вот такой доклад подготовил Автоматические устройства коммутации физических линий и их применение на сетях связи.
Другие части статьи Автоматические кроссы. Automated MDF
Часть 2. Измерение параметров линий.
Часть 3. Стимпанк ?? Steampunk !? … Кросспанк !!
Часть 5. Переключая каналы / Switching Channels
Информационные ресурсы компании COMMENG:
Сайт www.commeng.ru
Дзен ЭЛЕКТРИК И СВЯЗИСТ – ЭТО СИЛА