Найти тему
Каледин

Ходившим на улицу в 90-е посвящается..

90-е.  Изображение из открытых источников
90-е. Изображение из открытых источников

Не знаю, с чего и как начать. Без подробностей сложно нарисовать картину жизни среднего подростка того времени, не выходя за условные рамки платформы Дзен. Слишком все было на грани, вспоминая, думаешь - как я вообще выжил-то?

И я еще по касательной пролетел мимо настоящей жизни 90-х. Я не участвовал в половой стороне уличной жизни, веществапотребляющей, не воровал, не вымогал, большинство разборок тоже прошло мимо меня.

О себе: жил я в поселке, в школу ездил в город. Город 20 000 человек. В школе я был лохом (о школьных 90-х здесь и здесь). Но на улицу у себя в поселке ходил. Как? Во-первых, даже в школе я не косячил настолько, чтобы со мной нельзя было, например, идти рядом по улице, или дружить. Во-вторых, в поселке у меня было несколько друзей, также несколько приятелей, даже весьма авторитетных, которые хорошо ко мне относились. Я никогда не обременял их своими школьными проблемами, но когда наши пацаны шли в город, или на стрелку, я с ними не ходил, дабы не компрометировать.

Когда были какие-то конфликты, между улицами поселка, например, или с залетными, я тут же вступался за своих, не боялся физически получить. В общении я человек необременительный, ничью пассию увести был не способен, напротив, мы с девушками друг друга сторонились, но некоторые девушки со мной дружили и рассказывали всякое про своих парней, моих друзей. А мне нравилось отвлекать их от горьких мыслей или скуки своими сказками, небылицами и шуточками. К тому же я легко схватывал песни, тут же мог играть их на гитаре или гармони, что в отсутствии гаджетов добавляло мне веса на улице, ну, и у девушек.

Как видим, 97 год. Изображение из открытых источников
Как видим, 97 год. Изображение из открытых источников

Я неплохо знаю, как жила молодежь в 90-е, многое слышал, видел, но ведь об этом здесь особо не напишешь.

Например, у нас на улице жила девушка, ей было лет 15. Обычная, стройная, даже красивая девушка. Ее дом был рядом с нашим. И постоянно на улице вокруг терлись старшие пацаны. По трое, по пять. Однажды помню какую-то совсем большую толпу. С нашей улицы, с соседних. С города. Летом каждый день. Стучались в окошко дома, она выходила, и они шли в огороды, которые располагались сразу за поселком.

Потом она шла домой. Ее могли увести по пути домой из города куда-нибудь в заброшенное здание завода. Иногда с ней общались в темноте прямо через частокол ее дома. Ее брали с собой на вечеринки, выезды на природу. У нее была мама, бабушка, младший брат. Вот так они и жили на нашей улице, все длилось около трех лет, горячая фаза около года, пока мама ее не увезла в другой город. Там она вышла замуж за серьезного парня, который все знал про нее. Он приезжал потом с ней в нулевые, видна была любовь, гордость и возможность серьезнейшего отпора в любой ситуации.

Вот как это описать, чтобы никого не ранить и не заставить думать, что раз так бывает, значит так можно?

Опять далеко ходить не буду. На нашей улице жил наркоторговец. Не просто бабушка, которая что-то там отсыпала - жил один из городских авторитетов. У него дома справлялись бандитские гулянки. К нему постоянно приезжали и уезжали автомобили с непростыми людьми, с других городов. Все время приходил и уходил кто-то озабоченного вида. Впрямую на раздачу не торговалось, однако все равно постоянно около кружились парни, девки разного вида и разной социальной сдержанности..

Как рассказывать случаи, связанные с этим фактом, не будучи заподозренным в призыве к чему-то или рекламе какого-то необычного образа жизни?

 Не все фото из 90-х. Изображение из открытых источников
Не все фото из 90-х. Изображение из открытых источников

Я сделаю так: обозначу вразброс общие факты, наблюдения, стараясь без каких-либо оценок и особых подробностей. В основном буду накидывать жизнь в поселке, т.е. в частном секторе. Рассказывать буду то, как было у нас, а не о всей стране.

Полетели.

У меня была старшая сестра, и ее круг общения был именно с теми старшаками, которые вели эту таинственную, притягивающую, опасную жизнь. С девчонками, стрелками, пацанским героизмом кого-то ударить, напиться, рамсануть, и т.п. Так они меня узнали, так узнал их я. Потом, например, идти по городу, встретить знакомого старшака и при всех с ним поздороваться было огромным счастьем. Я слышал их разговоры, когда сам был неподалеку, слышал их планы, как они думают, истории вчерашнего вечера, истории о каких-то необычных людях. Бесконечные шутки и приколы. Мне хотелось ходить с ними, участвовать в гулянках (к сожалению, не помню, как называлось явление, аналогичное сегодняшнему вписка. Сдается мне, называлось просто - бухАть), махаться за своих пацанов, просто стоять где-то со своими пацанами на улице. Ходить в школу, зная, что у тебя есть свои пацаны, и они впрягутся.

На улицу я вышел как-то сразу. Вышел и остался там. В первый же день мне дали покурить травки, это был первый и последний раз, когда я это курил. Однажды - много позже - я выпил рюмку молока. И всё. Мне сейчас 38, и ни разу в жизни я не колол, не вдыхал. За исключением тех двух случаев - не курил, не глотал.

У нас много пацанов этим занимались. Конечно, ходя по краю, они пользовались наибольшим авторитетом на улице. Они многих знали с города, с других районов, самых авторитетных. Они могли потусоваться в серой массе пацанов, а потом отделиться и уйти, уехать по делам делишкам. Они могли зажевать за понятия, зону. Они следили за языком, умели обосновывать. У них был большой опыт ведения рамсовых (рамс - это разборка, выяснение, предъява) диалогов, где много подводных камней, к ним обращались пацаны попроще со своими проблемами. Они впрягались или советовали. Им подражали в манерах и речах. Взглядах (в прямом и переносном смысле), интонациях.

Чтобы добыть заветное вещество, эти наркоманы сливки пацанского общества воровали магнитолы из машин, разували их, сливали бензин, лазали по квартирам за видаками, телеками, золотом, шубами, снимали продабельные вещи с лохов, заставляли их что-то таскать из дома, богатых лохов старались подсадить на вещества самих, чтобы быть при этих лохах, когда они начнут таскать из дома сами. Также лохи могли пойти на другое, не домашнее воровство, чтобы рассчитаться, когда их ставили на бабки.

Рынок. Самое загадочное место 90-х. Изображение из открытых источников
Рынок. Самое загадочное место 90-х. Изображение из открытых источников

Конечно, были и воры не наркоманы. И, конечно, это была дорога в только одно место. Отсидев, почти все пацаны принимались за старое. Сейчас мне с особенной ясностью видно - тогда я только мог догадываться - что вся эта уголовная пацанская орава сдавала и пересдавала друг друга милиции только в путь, чтобы лишь избежать, стать их агентом на улице, или уйти по более легкой статье. Многие косвенные факты, общий ход дел и событий с высоты лет четко указывает на это. Но, конечно, там, тогда майки за пацанскую честь рвались, вёдра выпивались и увечья усомнившимся направо-налево сыпались.

Воровали картошку из погребов, велосипеды, инструмент, утварь, топили в общем-то правых людей на стрелках для того, чтобы только поставить их на бабки или вещь. Просто встречали на улице лохов, грузили и ставили на что-то. Меня отзывали. Я как-то не шел, уходил, иногда с позором. Однажды, когда мне было уже лет 16, меня на улице отозвал знакомый человек и спросил: есть деньги? Я говорю нет. Он ответил: а если я тебя сейчас обыщу? Я сказал с заботой: Вась, ты чего? У тебя всё нормально? Ты хорошо себя чувствуешь? Может, скорую вызвать? В то время я уже умел отбалтываться, в голове сидели и постоянно пополнялись готовые блоки ответов на самые распространенные ситуации. И если бы это не был мой знакомый, то я или не пошел бы с ним, сказав, что не хочу, или не стал бы вовсе отчитываться по вопросу наличия денег.

Все знали, что хоть я и лох, но физически также нельзя было на меня повлиять, даже напротив. Но если - в похожем случае - у лоха находили деньги, то не только они изымались, но и за то, что лох сказал неправду, будто их нет, он должен был в определенный срок сколько-то отдать.

Лохов заставляли у них на огороде, или просто везде, срывать и собирать мак, сами пацаны срывали и собирали. Вся конопля в поселке была оборвана с верхушек. За поселком были огороды, за огородами - поля. Вдоль полей росли стены конопли в полтора человеческого роста. В нее ходили, ездили. Что творилось в деревнях? Едешь купаться на пруд, заезжаешь в деревню купить самогона. Нету. Забыли продавать, нет спроса. Дело не в том, что нет денег, в деревне их никогда не было, там - бартер, или натура огород, например, вспахать. Дело в том, что те, кто ищет забыться - не только молодые, но и мужики под пятьдесят, все в полях. Ладони черные, глаза страшные.

Шапки. Шарфы. Кожанки. 90-е. Изображение из открытых источников
Шапки. Шарфы. Кожанки. 90-е. Изображение из открытых источников

Отдельная тема - цветной металл, просто металл. Когда начали принимать, пошел бум (помню время с середины 90-х, может, принимали раньше). Воровали всё: ведра, кастрюли, трубы, листы с крыш, детали чего-то. Однажды по ошибке обесточили целый заводской цех - ночью сняли и сдали провода со столбов метров в сто. Электрики кинулись подключать резервную линию, глядь, так несколько километров линий уже давно как не бывало. В городе было немного пунктов приема, ниндзя тех, кто той ночью не спал, быстро нашли.

Обычное дело - взять погонять вещь. Это тоже была одна из разводок лохов: взять вещь, потом продать, а лоху сказать, что отобрали мусора. В этом случае как бы не считалось, что взявший вещь ее потерял и несет за нее ответственность. У меня так увели складной нож, сделанный заключенными в тюрьме (знакомый родственника служил раньше охранником зеков, и он мне подарил).

Однажды пацаны натаскали металла, и мой друг поехал его сдавать. Вернулся ни с чем, держась за почки. Сказал, что у пункта приема ждали мусора, начали допытываться, откуда металл, потом металл конфисковали, его самого испинали, и уехали. Не знаю, поверили пацаны, или нет, но я, глядя на это со стороны - нет. Но промолчал. Я догадывался, кто его там выловил у пункта приема, присел на уши, да и побои были сыграны не очень..

Ха-ха-ха!  Изображение из открытых источников
Ха-ха-ха! Изображение из открытых источников

Также мусора считались отмазкой для того, чтобы не прийти на стрелку. Не прийти на стрелку было смертью для чести пацана, но в двух случаях - закрыли мусора, или умерла мамка, неявка принималась.

Хотя стрелки случались регулярно, это было событием. Две стороны максимально мобилизовывали свою авторитетную мощь. Да, именно авторитетную, побоища на силу были в деревнях, и у нас случались, но обычая такого не было. Суть: приходили, самые авторитетные с одной и с другой стороны разговаривали, и решали. Например, пацан знает авторитетного человека в городе, он мог обратиться - было такое слово обратиться - со словами: у меня проблема. Авторитет впрягался. Шел сам или поручал это своему подручному или знакомому.

Если силы по авторитетам (именно по авторитетам, не физике, нередки были стрелки, когда с одной стороны была толпа, а с другой приходил один человек и все улаживал) были неравны, то происходило следующее:

- авторитетная сторона неправа, но авторитет всегда побеждал чужую правоту и выкручивал в сторону мира. Если правая сторона вовсе неавторитетна, то ее могли просто не слушать, унизить и пустить с миром. Или еще на бабки поставить, что полез куда-то не по рангу.

- правота равная, или неоднозначный случай. Редко - мировуха, чаще авторитетная сторона находила причины для наезда на более слабую сторону.

- авторитетная сторона права, тогда от более слабой стороны не оставалось живого места.

Тех кто неправ: избивали, унижали (однажды при мне сняли штаны с пацана и отправили домой в трусах), неправые просили прощения, стояли на коленях перед девушками, парнями, плакали, умоляли, им давали пощечины, справляли нужду, и т.п. Потом (или вместо) - ставили на бабки. Отдать столько-то до такого-то.

Забить стрелу могла и одна сторона. Например, происходит ссора, и один забивает стрелу другому - быть тогда, во столько-то там-то. Другой, может, и не хочет стрелки, но не согласиться - это уже потерять лицо. А согласиться и не прийти - это пострадать много сильнее.

Причины стрелок:

- ситуационные - кто-то посмотрел косо на кого-то, слово за слово, и понеслась.

- материальные - кто-то не вернул, несправедливо забрал, и т.п.

Авторитеты подростков. Деньги, связи, решительность. Изображение из открытых источников
Авторитеты подростков. Деньги, связи, решительность. Изображение из открытых источников

Какого-то подавления одного района другим не припомню. Пожалуй, это бывает связано с какими-либо денежными оборотами, я же рассказываю про подростков, распределенным по естественным неизменным локациям - районам города. Чтобы район поджимал другой, такого не было, каким-то естественным образом были более авторитетные локации, и менее авторитетные. Естественно, это было связано с авторитетом конкретных людей, живущих в конкретном районе.

Прийти на стрелку - означает быть сопричастным. Т.е. если ты находился со стороны, которая оказалась неправой на стрелке, то тебя могли потом встретить отдельно и отдельно спросить за то, что ты был с неправой стороны.

Ты подарил мне летом часики с секретом.  Изображение из открытых источников
Ты подарил мне летом часики с секретом. Изображение из открытых источников

В наше время раскрученного шансона у всех складывается ощущение, что пацаны 90-х это шансон. Уж им-то с их образом жизни сами небеса велели расти на этой музыке, быть с ней неразлучными! Ничего подобного. Никогда навально повально пацаны 90-х не слушали шансон. Не было такой моды слушать, не было тяги к этой музыке, ее строю, тексту. Кто-то любил, может, отдельно послушать Шуфутинского, Кучина. Я послушивал Аркадия Северного, у меня были кассеты с песнями и анекдотами. Позже, когда я открыл для себя Александра Спиридонова(Комара), я понял, что такое настоящий шансон, но, опять же, массово такую музыку не слушали.

Не слушали, когда собирались вместе, отдыхали, гуляли, просто кучковались. Это я говорю для тех, кто считает шансон спутником некоего образа жизни, мышления. Шансон как путеводная звезда опасности или брат родной криминала. Нет. Слушали: Комбинация, Цветущий Ласковый май, Каролина (это Мы позабыли наш звездный вечер Мы потеряли нашу любовь), Комиссар (это Ты уйдешь, Дрянь), Сектор газа, Суровый февраль (это Мадмуазель большая каприза), КарМен, Шахерезада, кто постарше - Мираж, Андрей Державин (это Не плачь Алиса, Катя-Катерина, Чужая свадьба), Марина Журавлева (это На сердце рана у меня), Татьяна Маркова (это Платье новое я сшила платье белое И была я в платье глупая и смелая), девушки слушали ту, первую, Татьяну Буланову, и т.п.

Хиты исполнителей одного хита, типа Часики с секретом, Чао Бамбино, Осень-осень, лес остыл и листья сбросил, Эти глазки, эти сказки, Где ты тебя мне очень не хватает, Я не люблю тебя, ты мне не нужен, Ветер с моря дул, и т.п. Нэнси, Женя Белоусов. Матершинные Ахас и Красная плесень. Игорь Малинин (это тот, который На тополе зеленый лист в селе я первый баянист, Штирлиц, и т.п.). Кай Метов, иногда Любэ. Позже пошли разные Иванушки, Губины Зима-холода, Лизы, Краски, куча малоизвестных диско-групп, Стрелки, Вирус, и, конечно, взорвавшая всё и вся группа всех времен гениальная Руки Вверх. Чтобы пацан любил рок, или - страшно сказать - джаз, блюз, классику, фанк, романсы, фолк, такого не помню.

У меня в десятилетнем возрасте был эпизод: недели две я сдавал бутылки, накопил на чистую кассету, пошел к специальному однокласснику, и он мне записал Альбом Dangerous Майкла Джексона с песнями Heal the World, Black or White, и т.д. Наверное, уже тогда мне была понятна разница между родным и качественным.

Кассета и футляр.  Изображение из открытых источников
Кассета и футляр. Изображение из открытых источников

Часто слушали кассеты, не зная, кто это поет. Кассета переписанная и перезаписанная, интернетов, гаджетов, компьютеров не было, найти исполнителя по словам песни было - как?

Радио FM с глотком хоть какой-то западной шлягерной культуры - Европа плюс, например - появилось лишь в самом конце девяностых. Диски как носитель появились немного раньше. До этого слушали только кассеты в магнитофонах, дома у некоторых были кассетные аналоги поздних музыкальных центров с большим квадратным проигрывателем и огромными колонками по углам комнаты. Кто-то дослушивал катушечные проигрыватели 80-х, даже винил. Но скоро это все сошло на нет. Думаю потому, что новая музыка на катушках и виниле уже не выходила.

У нас дома в конце 80-х был такой. В 92 появился черный двухкассетный Панасоник.  Изображение из открытых источников
У нас дома в конце 80-х был такой. В 92 появился черный двухкассетный Панасоник. Изображение из открытых источников

Кассеты друг у друга переписывались, считались хорошими кассеты японские, или просто импортные. Продавались кассеты, в том числе и чистые, на рынке и отделах универмагов, здесь могли что-то на записать на заказ. Магнитофоны были с одной и двумя кассетами. Двухкассетники могли переписывать музыку с одной кассеты на другую, на одну кассету можно было записывать много раз. Также на кассету через магнитофон можно было записать звук - разговор, пение, и т.п. Кассета состояла из двух частей, соединенных крошечными винтиками.

Ее можно было разбирать. При помощи крошечного кусочка изоленты можно было немного увеличить длину пленки, или просто ее склеить, когда магнитофон ее рвал. Кассету можно было перематывать без магнитофона, вручную, нанизав ее на ручку или карандаш и крутя как пропеллер. Когда кассета заканчивала играть, т.е. пленка заканчивалась, кассета переворачивалась на 90 градусов и вставлялась в магнитофон - начинала играть другая сторона. Всего кассеты были на 60 и 90 минут, кажется, не уверен, бывали на 120. Т.е. по 30, 45, 60 мин. звучала каждая сторона. Для кассеты предусматривалась коробочка. Складывались кассеты либо в специальные подставки с нишами, либо просто друг на друга. Чтобы сложить кассеты без футляров друг на друга, их нужно было складывать каждую валетом к следующей, иначе получался перекос.

Магнитофон, наряду с игровой приставкой, был главным развлечением подростков. Ходили друг к другу играть, обменивались кассетами. Ко мне ходили играть авторитетные пацаны, мы подружились - в других ситуациях, уличных, этого бы, конечно не произошло. Также у меня была кассета с матершинной группой Ахас (это Четыре татарина, Звенит звонок, Раз и сняли, Аванес). Мы тогда не знали, что это Ахас, просто называли кассету армянское радио. Я ее незаметно забирал из дома, мы шли к кому-нибудь домой, садились в кружок и внимательно слушали. Такой аудиотеатр получался.

У меня с 95г. была такая.  Изображение из открытых источников
У меня с 95г. была такая. Изображение из открытых источников

Мобильники в виде телефонов стали появляться только в первой половине нулевых, в виде современных рабочих и коммуникативно-развлекательных центров - на стыке нулевых и десятых. Также все смотрели телевизор. Два канала и местное ТВ, может, еще кабельное, где крутили кассеты с западными боевиками и ужастиками (подробнее о кабельном 90-х здесь).

По местному ТВ можно было заказать поздравление. Было так: шли на местное ТВ, диктовали в окошко текст поздравления, выбирали из каталога песню (не все клипы были в наличии у местной студии, не помню, чтобы поздравляли группой QUEEN, Элвисом Пресли или Оззи Осборном. А, может, их никто не знал не слушал, или стеснялись на весь город смотреть на орущего и скачущего гривотряса исполнителя - как будто это сам именинник на сцену выскочил?). Вечером начиналась передача, дикторша зачитывала по очереди поздравления - дорогую маму, уважаемого Кал Калыча Пал Палыча.

 Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Желаем счастья, здоровья счастья, здоровья. Чаще после поздравления включалось три песни: или Течет ручей группы Золотое кольцо, или Душа болит а сердце плачет М.Шуфутинского, или Плот Ю.Лозы. Еще - Мои года: мое богатство. У телевизора был накрыт стол, сидели гости. Праздники справляли по деньгам, которых никогда не было, в среднем так: в выходной с утра готовились салаты шуба, оливье. Варилась или пеклась картошка с мясом. Нарезалась колбаса и сыр. Селедка. Супы и каши не делали.

Летом свежие овощи, зелень, зимой соленья: огурцы, помидоры, капуста, перец, кабачки. Водка, чаще самогон. Сладостей-тортов-конфет на чисто взрослых торжествах не припомню. Все укладывалось и наливалось в хрусталь, который в обычные дни стоял в зале в серванте на видном месте. Разговаривали, шумели, балагурили, рассказывали забавные истории, пели песни, плясали. Курить выходили. Особенных приключений не было, то ли закусывали хорошо, то ли всё вытанцовывали, то ли следили друг за другом, а скорее всего, приглашались на семейное сопитие торжество домой, где дети и мебель, проверенные временем люди.

Это тоже не 90-е. Просто похоже.  Изображение из открытых источников
Это тоже не 90-е. Просто похоже. Изображение из открытых источников

На улице у подростков торжества случались почти ежедневно, сам поход на улицу был - за торжеством. Ходили на улицу Справляли торжества так: зимой стояли посреди ночной улицы, пили самогон, запивали водой и курили. Летом могли уйти к речке, или за дома, разжечь костер, но это редко. Тоже посреди ночной улицы стояли, или сидели на лавочке, пили самогон, запивали водой, и курили. Шумели, смеялись, делились забавным и не очень. Иногда заваливались к кому-то домой, но это редко. Иногда стояли на крыльце чьего-либо дома, например, если было очень холодно, или девочку отпускали только постоять на крыльце. Тогда шумели и смеялись тише.

Тусовались в заброшенных домах. Часто зимой пили сидели в чьей-то бане. Иногда играли в карты на раздевание, в бане можно было слушать магнитофон. Опять же - гитара. Пили и курили все парни, девушки почти все. Переходили на другую улицу, разговаривали, пели песни под гитару, снова смеялись и орали. Если у кого была машина, могли сидеть в машине, отъезжать на другую улицу, или в сады-огороды, поля. Девушки были трех типов: чьи-то, общие и ничьи. Самогон редко заканчивался, это была загадка: выходили все с пустыми карманами, а под утро были все готовые.

Крутые.  Изображение из открытых источников
Крутые. Изображение из открытых источников

Основная ценность - покурить. Самогон можно было купить или взять в долг круглосуточно, а вот магазинов или не было, или были закрыты. Уважающий себя пацан курил сигареты с фильтром. У кого-то курить не было, тогда он ждал, когда закурит тот, у кого курить есть, а потом говорил: покурим. Или просил сигарету. Своим говорил: дай сигарету, малознакомым: угости сигаретой. Или говорил не курящему: покурим. Не курящий закуривал, и оставлял покурить. Курили одну сигарету по двое-трое-четверо. Можно было сказать докуривающему: дай выкину, и, всосав последний табак, или уже фильтр, выкинуть сигарету.

Самогон продавали круглосуточно почти на всех улицах. В основном это были бабушки или одинокие тети. Мужики - редко. Стучались в окошко их дома, они выходили, брали деньги, уходили, выносили самогон. Помню цену конца 90-х: 20 р. поллитра.

Об уличных приключениях в виде конфликтов, полового взаимодействия или согласованного нарушения норм и правил общества рассказывать не буду, хотя, наверное, из-за этого тема статьи останется нераскрытой, да и упустится самое интересное-показательное. Случались эти случаи и случайно, и не случайно, происходили ежедневно и составляли главное наполнение жизни подростков.

Ух..  Изображение из открытых источников
Ух.. Изображение из открытых источников

Еще одна ценность улицы - это дрын гитара и гитарист тот, кто под нее пел песни. Вот здесь - да, было соприкосновение с шансоном. Пели дворовые и старые блатные песни. Конечно, все зависело от конкретного уличного артиста, если был харизматичен и неплох, он мог навязать свой репертуар. Высоцкого, попсу или эстраду. Но в массе своей пели и любили: Рыдает мать и словно тень стоит отец, Зачем ты это сделала Надела платье белое, Встань с меня устала я, Слезь, зараза, Башкирия вам не Сирия, Как впервые парню отдалась Вся дрожишь от лютого мороза , Голуби летят над нашей зоной, Все девчонки - б.., Там на суку сидит ворона С .... во рту, во лбу корона, В эту лунную ночь Никто не в силах нам помочь, Все уважали и дали кликуху Седой, Мы часто-часто ссоримся с тобой, Я весь мир отдам за нее, Только это все не мое, В огромном городе горят огни, Там веселятся, там пьют вино, Там продается всё и пропито давно, Север-север, далекие страны. Пели всего Петлюру, дембельские, весь Сектор Газа.

Здесь самое время отметить российское общекультурное значение фильмов Брат и Брат2. Именно они кардинально ввели в обычную подростковую среду русский рок. Его начали слушать и петь - до этих фильмов я вспомню игру под гитару, может, только Пачки сигарет и Всё идет по плану. А чтобы кто-то чисто слушал, например, Цоя, помню только один раз, и то в другом, большом городе.

Пацан за пацана.  Изображение из открытых источников
Пацан за пацана. Изображение из открытых источников

За спорт не болели, футбол не любили и не смотрели, да и негде было, кроме редких матчей по тв, могли с п*****ами приколоться, побегать потолкаться.

В городе существовало понятие подвала. Подвал многоэтажки - помещение с дверью - в прямом смысле. Ходить в подвал - это означает поддерживать отношения с определенной группой сверстников. В подвале были железо, груша, турник, если позволяла высота. Там качались, менялись опытом и жесткостью, защищали своих в ситуациях, возникающих вне подвала. Обычный на улице вопрос подростка незнакомому сверстнику: ты с какого подвала? Существовала касса, куда скидывалась часть того, что было вытрясено или украдено.

На эти деньги благоустраивали подвал, приносили инвентарь, или помогали своим, попавшим в больницы или тюрьмы. Привести в подвал мог кто-то, он первое время как бы отвечал за новичка, новичок должен был быть без косяков, желательно с общего района, с соображалкой, смелым, нормальным пацаном, в общем. Желательно физически развитым, если нет, то развивался физически в подвале. В подвале были старшаки и п*****и. Новичков проверяли также тем, что в первый день ставили в ринг с тем, кто сильнее, или просто били.

Все фото из сети.

Продолжение следует.