Найти тему
Магистр 20

Как судили наши предки

источник-фото из поиска
источник-фото из поиска

Простой, казалось бы, вопрос: откуда взялось слово «уголовник»?

В древние времена «головой» называли человеческий труп. Ну, а убийцу, соответственно, - уголовником.

То было время, слегка напоминающие наши дни. Время самоуправства и самозащиты. Убийство человека считалось делом обыкновенным. А раскрываемость преступлений во многом зависела от энергии родственников потерпевшего. Только родственники, а не государство, имели право наказывать «за смерть смертию».

Государство русское подавало в те времена пример Европе - за убийство только штрафовало. За княжеского мужа» брало с виновного 80 гривен, 40 гривен – за простолюдина, за убийство женщины – вот тут предки могли бы быть благороднее – всего 20 гривен.

Гуманность власти имела свой расчет. Штрафы существенно пополняли государственную казну. Но выходило так, что такая система наказаний как бы даже поощряла на убийства тех, у кого водились денежки.

А если гривен не хватало для уплаты штрафа? Тогда вешали тогдашним судом Линча, - чтобы другие, потенциальные «головники» были порасчетливей.

Но не будем осуждать далеких предков. Кто знает, может, именно штраф, чувствительный удар по карману, больше сдерживал душегубство, чем наказание по принципу «жизнь за жизнь».

Итак, виновный отделывался щтрафом. А что же близкие убитого? Летописи пестрят словом «месть». Считалось верхом неприличия не мстить. Но если ловили с поличным князя, повинного в смерти другого князя, то могли побить, покалечить, но убить – никогда! Убить знатного убийцу в бою – пожалуйста. Поэтому самосуд вершили хитро – руками наемников-половцев.

ШТРАФ ЗА «СРАМОСЛОВИЕ»

Закон XII века предписывал: «Аще кто назовет на имя чюжу жену блядию», тот платит ей за «сором» штраф по определенной шкале, часть – государству, а часть – церкви – за нарушение христианского благочестия.

Женщин боярского рода и простолюдинок оскорбляли словом, вроде, одинаково, а вот штрафы полагались разные. Но ничто не останавливало предков-матерщинников: крыли почем зря, невзирая на лица.

Сейчас говорят: мол, только свободное ношение оружия заставит хулиганов придержать языки и руки. Но вот опять-таки урок из истории – тысячелетие назад ходили с топорами и мечами, а нож за пазухой вообще оружием не считался. Но если дрались, то старались бить мечом плашмя, чтобы не убить, не сильно покалечить. Знали меру кровожадности.

Только не каждый, как и сегодня, мог постоять за себя. В этом случае нанесенный потерпевшему физический вред рассматривался законом преимущественно с точки зрения материального ущерба. То есть размер штрафа зависел от того, насколько человек оказывался после драки неспособным к труду. Причем, соблюдалась неотвратимость наказания. Если виновный не мог оплатить штраф, с молотка могло пойти даже его носильное белье.

Еще чаще, чем хулиганство, были семейные драки. Из-за «живота», то есть из-за имущества. Или из-за «задницы», то есть из-за наследства. Ну и, конечно, из-за обыкновенной неуживчивости. Но тут страдали в основном женщины, которые бивали своих мужей. «Русская правда» (уголовный кодекс того времени) не предусматривала кару за побои, наносимые мужьями. А вот церковь могла назначить наказание в виде принудительного поста, особо злостным домашним хулиганам – до шести лет полуголодного существования. Не оставались безнаказанными и те жены, которым все же удавалось постоять за себя, причинив при этом ущерб здоровью своим мужьям. Они платили митрополиту 3 гривны – как за кражу княжеского коня.

Церковь, между прочим, оберегала, семью от развала опять-таки штрафом. За развод муж и жена должны были заплатить целых 12 гривен. Под эту кару подпадали даже редкие невенчанные пары. Правда, с них взыскивали вдвое меньше. Отчасти это было что-то вроде мести за «тайнопоимание» - свадьбу без участия попа. Женитьба без венчания считалась «нечиста».

Но самые суровые штрафы назначались тем, кто «умчит» (похитит) или «понасилит» девку. За боярскую дочь взимали целых 5 гривен золотом, да еще епископу 5 гривен. За девку из «меньших бояр» брали 1 гривну, и епископу гривна. А если из «добрых людей» - свободных простолюдинов – то только 5 гривен серебром.

Ну и какие будут предложения? Неплохо бы вернуть кое-что из далекого прошлого, не так ли?

(Из книги "Истоки воспитания")

Ставьте лайки - только так заметки остаются в ленте, подписывайтесь, пишите свои мысли.