Найти тему

Самоизоляция и борьба с эпидемиями в Средневековье.

ВНЕЗАПНО СНОВА СТАЛО АКТУАЛЬНЫМ? ДОКТОР. КЛЮВ В ДАМБЕ

В настоящее время все вращается вокруг мер по сдерживанию, которые замедляют распространение так называемого коронавируса. Обсуждаются вопросы гигиены, ограничения контактов, так называемое социальное дистанцирование и особенно защитные маски. В ходе истории это повторяющиеся меры и средства для сдерживания эпидемий и болезней, поэтому в Немецком историческом музее имеется ряд масок. Но одна особенная недавно вызвала ажиотаж : так называемая чумная маска из постоянной экспозиции. Но действительно ли она использовалась в качестве "клювной защиты от чумы".

https://pin.it/1067rsB
https://pin.it/1067rsB

Птичий головной капюшон с длинным клювом: Музейная публика очарована экспозицией в Немецком историческом музее в Берлине, известной как чумная маска. Она была приобретена в 2006 году в сфере торговли произведениями искусства, ее происхождение (Германия или Австрия?) и датировка (между серединой 17-го и серединой 18-го века?) могут быть определены лишь смутно.

Известен только один пример такого капюшона, который находится в Немецком музее истории медицины в Ингольштадте. Каким образом капюшон все-таки мог стать мотивом чумы, которая впервые появилась в Европе в 1348 году, а затем снова на региональном уровне? И на основании чего это отождествление с маской от чумы? Об исторических знаниях о чуме? Или живописные идеи венецианского карнавала и комедии дель арте имеют эффект? Возможно, просто потому, что подобные капюшоны и маски из широкого мира фэнтези-ролевых игр и фильмов стали привычным зрелищем для (более молодой) музейной публики. И что исторический кабинет ужасов "Подземелье" зарекомендовал себя как туристическая достопримечательность в Гамбурге, Лондоне, Амстердаме и Берлине.

Большой интерес к экспозиции направлен, прежде всего, на ее воображаемого носителя - чумного врача, который, как конкретный актер, делает историю яркой. Капюшон также провоцирует спонтанные вопросы общественности о его функции, материальности и подлинности. Так что взгляни поближе: Капюшон сделан из желто-коричневой бархатной ткани с вощеной льняной подкладкой и двумя "глазами" из кристаллического селенита, называемого Marienglas.1 Ткань окаймлена кожей вокруг этих очков, похожих на линзы. Самым поразительным, однако, является длинный нос в форме клюва, выполненный из прочной кожи. В нижней части клюва пробито несколько отверстий, внутри - сетка из кожаных полосок. Объект имеет явные признаки износа, кожа и ткань натираются, закаляются, окрашиваются и обесцвечиваются - возможно, из-за растительных или уксусных эссенций внутри клюва, которые должны были отгородиться от предполагаемой моры.2 Верхняя часть капота, однако, лучше сохранилась, возможно, потому, что его владелец носил на ней широкополую шляпу, которая держала грязь и влагу подальше от капота. Горловина и плечи сделаны из нескольких кусочков ткани, сшитых вместе, чтобы соответствовать форме плеч. Устройство для перевязки и, таким образом, "герметизации" шеи, как на чумном колпаке Ингольштадта, здесь отсутствует.

История объекта звучит неплохо: это капюшон ученого врача (медика) или раневого врача, обученного ремеслу (чирургуса), с помощью которого врач защищался от инфекции при лечении больных чумой. В дополнение к такому капюшону он носил одежду длиной до пола и кожаные перчатки, чтобы предотвратить прилипание возбудителя чумы, который, как считалось, передавался загрязненным воздухом. Для этого он носил с собой длинный персонал, который, возможно, служил ему для обследования больных "на расстоянии" и идентифицировал его как эпидемиолога.

Однако нет ни наглядных, ни письменных источников, например, инструкций или описаний, относящихся к периоду эпидемий чумы позднего средневековья.

В связи с этим возникает ряд вопросов как для экспозиции, так и для историков, стремящихся вынести исторические суждения: Есть ли какие-нибудь сомнения в его происхождении? "Доктор Шнабель" - это даже тот, кого мы в нем видим? Или, возможно, это вовсе не капот, используемый для защиты от чумы, а для других случаев, возможно, для карнавальных или карнавальных торжеств, или даже реплика? Стал ли, несомненно, привлекательный мотив картины, которая "вирусная" с 1656 года, самостоятельной? И насколько практично использовать капот на самом деле? Вписывается ли нос в клюв и растягиваются два воздушных отверстия - которые, кстати, полностью отсутствуют в маске Ингольштадта! - Выдыхает ли чернокожий, или он угрожает задохнуться, но не чернокожий? Насколько хорошо вы видите сквозь относительно далекие хрустальные стекла? Возможно, некоторые вопросы могут быть прояснены, если существует возможность расширенного изучения объекта в рамках новой концепции постоянной экспозиции. Вместо "Осторожно, зараза!" это может быть: "Осторожно, история!"